28 дней спустя — Человек с глазами зверя

28-Days-Later-Logo

Нет пути назад

К зомби-тематике я давно испытываю неприязнь. Для начала тема излишне эксплуатировалась в общественной среде, что, в свою очередь, невольно толкало к идее ширпотреба. Мало того, мне не посчастливилось наткнуться на порядочные итерации «людей в коросте». Зачастую взор противили случайные фильмы категории Б, комедии на два смешка да мыльные оперы с ходьбой на половину хронометража. В иронично заразном кино-ответвлении «зомби-хоррора» выбирать почти не из чего, вопреки бешеной популяризации жанра. Раз-два и обчёлся. В ассортименте есть сомнительные для непросвещенного дохляки Джорджа Ромео, да кипа итальянского артхауса на крайняк: под таким слоем пыли, будто самих создателей не пощадил зомби-вирус.

Но вот, внезапно, то ли пресыщенность консерватизмом, то ли молва о величии сего детища Дэнни Бойла заставили меня обратить внимание на «28 дней спустя» — не побоюсь таких слов, выдающийся фильм независимо от того, импонируют ли вам «ходячие». Картина дала понять, что зомби кусают не яростью, а обитающим в них человеком.

28 Days Later«Синопсис «28 дней» выстраивает простой и гениальный нарратив. Киллиан Мёрфи, известный нам по Пугало из трилогии «Тёмного рыцаря», предстанет в образе простого обывателя Туманного Альбиона.».

Аллегорией на перерождение его персонаж оказался в больнице по счастливой случайности. Ангел-хранитель дверь в палате затворил и даже ключ заботливо под неё подложил. В коридорах ни души. Пациентов по списку подменил разнообразный бардак. Тем временем на героя Мёрфи телефоны-трубки змейками гудком шипят. Его омрачили сухость в горле и отчаянный взгляд. Это всё, что стоит вам сказать. Чем меньше вы знаете о событиях сюжета, тем лучше вам. Не читайте рецензии, не смотрите трейлеры, не ищите прочие данные в интернете. По образу и подобию достойного фильма ужасов, «28 дней спустя» сметает спокойствие зрителя чувством неизведанности: куда попадёт протагонист, будет ли он жив, найдётся ли лекарство от болезни да многое другое — ничего до конца не ясно вплоть до эффектной кульминации. Фильм необходимо смотреть с чистой головой.

Затравка вышла у режиссёра как надо. Крупным планом нам показали давящее величие Биг Бена, который никто обслужить не рад. Срединную улицу заполонили новостные строчки о новой беде. Роковая зараза тут воспринимается более логично, нежели в сотне другой схожих фильмов. У инфицированных в «28 дней» глаза залиты яростью в прямом и метафорическом смысле. В редких кадрах проскальзывали намёки на оставшуюся в них человечность. Неаккуратно оброненная фраза второстепенного персонажа вообще намекнула на голод и среди неживых, что сиквел «28 недель спустя» в прологе подтвердит. Дьявол кроется в деталях, посему подобные мелочи позволяют посмотреть на эту угрозу под нетривиальным углом. Так как Дэнни Бойл дядька с заглавной буквы, взгляд режиссёра на, казалось бы, поверхностную тему более глубок. По большей части самый страшный зверь в фильме именно человек — парадоксально цивилизационный. Букет пороков составят не только очевидные трусость, нажива, эгоизм. Здесь подкупает всеобъемлющий эффект реализма, начиная с мощного чувства присутствия. Когда доходяга учует дичь, хочется держать экран на расстоянии вытянутой руки. А мотивы одного из отрицательных персонажей фильма мне показались разумными. По правде говора, я считал также. Вот только всё испортили животные инстинкты человека…

Кино очень старательно центрируется на проработке персонажей. Это ментально соблаговолит зрителя перенестись на экран собственной шарманки. Актёрская игра, конечно, не гонится за претенциозностью Оскара, зато от неё ни на секунду не отдавало фальшью. Нам подробно поведают о мировоззрении и характерах бок о бок со слабостями людей, нежели удобными сценаристам прошлому и планам на дальнейшие действия. Одни персонажи растут над собой, другие, напротив, падают ещё ниже. И, когда в дело вступает мастерство актёров, за основных героев картины переживаешь, словно за родных, а антагонистичных искренне ненавидишь.

Дабы доказать праведность моих дифирамб фильму, отмечу его неоспоримую красоту посредством киноязыка. Лейтмотивом съёмки послужила повсеместная зернистость в синергии с затемнённой картинкой. Данные приёмы стали визитной карточкой облика картины. Они напоминали об её антиутопической подоплёке, держа зрителя ещё сильнее в напряжении. По этой причине концовка «28 дней» изящным образом избавилась от пугающего визуального эффекта.

Если вам такое ни о чём не говорит, аргументирую похвалы тем фактом, что оператор не зря ел свой хлеб, хоть кино снято с малоприметными шероховатостями — вроде того самого крупного плана на Биг Бене. Видно, что у создателей была недостаточно мощная камера, чтобы держать в кадре и мост, и всю лондонскую достопримечательность. Впрочем, некоторые другие крупные планы также страдают от некой бюджетности вкупе с «обрезанностью» кадра. Я не требую от всех операторов фанатизма Стэнли Кубрика, просто мне же надо добросовестно рецензировать, в придачу глаз перфекциониста подмечает детали.

В общем, отбросим потенциальную демагогию. Солидная доля «28 дней» всё равно показана правильно. Лучше всего фильм оперирует цветопередачей. Обратите внимание, какую завуалированную опасность сулит нарочито красный цвет: лаборатории с вирусом, залитые алой сигнализацией, по глупости зажженный героем Мёрфи светильник и платья для торжества одичавших насильников, в конце концов, глаза виновников вирулентной болезни — жутко красные глаза зомби. На сим примеры не заканчиваются. Когда протагонист начал осознавать весь ужас ситуации новый мир на короткое мгновение стал холодным, стал синим. Надежда и хоть сколь-нибудь радостные эпизоды затишья контрастировали буйством красок. Мой глаз зацепился за вот этот конкретный кадр фильма. Дружба сколотилась, нашлась еда, семья влилась в иллюзию, подобной несуществующей картине цветов.

28 Days Later«Гениальный кадр в рамках собственной семантики».

Ну и как же не забыть про отдельные находки. Зомби пугали своей резкостью, будто им чужда стабильность как слово. Таким образом они внезапно поворачивали голову в сторону в финальной сцене.

К музыкальному сопровождению нет претензий, что меня удивило. Обычно в таких произведениях используют дешёвый рок-аккомпанемент для остроты экшена. К счастью, наш пациент не подцепил такой «киногайморит». Трэки в «28 дней спустя» играют в контексте ситуации, органично подчёркивая значимость сцены песней. А главная музыкальная тема картины давно стала узнаваемой классикой. Вы с большей вероятностью слышали её саму, чем смотрели фильм. Джон Мёрфи сочинил непризнанный шедевр, нагоняющий безысходность мурашками на теле слушателя.

Заглавная композиция

После всего вышесказанного может показаться, словно я сделал предложение режиссёру. Вовсе нет. Фильм не идеален, однако весьма близок к этому. Прежде всего я недоволен концовкой. Она идёт вразрез бескомпромиссному тону «28 дней спустя». В чём-то даже излишне алогична. Посему настоятельно рекомендую прочитать изначальный вариант окончания в Википедии. Он крайне уместно обобщает аллегорию на рождение протагониста. Кроме того, кино, естественно, стискивают вышеизложенные придирки к съёмке и отдельные жанровые клише. Впрочем, последние два пункта не считаются помехой. Обязательно посмотрите один из лучших хорроров 21 века.


Полное или частичное копирование материалов сайта без согласования с администрацией запрещено.

Почитать другие публикации автора:


Ваш комментарий

  1. Артемий Звягинцев Артемий Звягинцев:

    Очень нравится статья. Как и сам фильм.

Добавить комментарий