Deus Ex: Human Revolution — Грань будущего

Deus-Ex-Human-Revolution-Directors-Cut-Logo

«Все великие открытия сделаны людьми, чьи чувства опережают мысли.»

Чарлз Паркхерст

Каким будет наше будущее?

Одна из главных тем, что еще шестьдесят лет назад стояли во главе угла в жанрах научной фантастики и антиутопии, благодаря которым на свет были явлены сотни различных книг, статей, рассказов. Тема, сподвигшая на исследование тайн вселенной, разума, технологий и человеческого сознания, всего нашего мироздания, сотни ученых, приведших в итоге, к огромному количеству открытий и в корне изменивших наш мир. Тема, устами многих творцов и первооткрывателей ставшая пророческой для нашего нынешнего времени, а в то время считавшаяся зачастую чем-то маловероятным, порой даже бредовым. Однако порой истории не чуждо чувство юмора, благодаря чему то, что казалось смехотворным тогда, в наше время является устоявшейся обыденностью.

Научная фантастика и самые диковинные и незаурядные рассуждения фантастов на тему нашего будущего будоражили, привлекали к себе внимания, ведь ничто не заставляет задумываться о грядущем как возможные события, какими бы радужными, утопическими, фантастическими, либо наоборот, жестокими, полными безысходности и неотвратимости скорого исхода, они ни были бы. Найдет ли человечество свой баланс в отношениях с Землей, либо окончательно погубит все, живя на руинах собственноручно уничтоженной планеты? Погрязнет ли в технологиях, пытаясь превзойти эволюцию, а может, полностью избавится от технологий и даст Матушке-Природе сделать свое дело, как это было миллионы лет назад? Предоставят ли нам, Хомо Сапиенс, искусственные улучшения жизни, поиски ответов в секретах мироздания, развития в новой ступени эволюции, превзойдя заложенные природой границы возможного, либо наоборот, лишь ввергнут мир в хаос и тьму мракобесия, загубив то, что и делает человека человеком? Смогут ли заменители жизни обычной на жизнь усовершенствованную сделать нас, сильнее, умнее,  быстрее, счастливее, а самое главное, лучше?

Никто никогда не мог, да и я полагаю, не сможет, дать вразумительно-однозначного ответа, посему все остается на долю размышлений каждого отдельно взятого человека, но, тем не менее, именно подобные темы в своей манере вот уже семнадцать лет поднимает небезызвестная, культовая серия «Deus Ex». И, увы, тамошнее представление о будущем нашей бренной вселенной далеко не радужно и антиутопично: за, казалось бы, светлым будущим, где технологии сделали огромный шаг вперед навстречу новой ступени эволюции, скрывается суровый и безжалостный, алчный мир корпоративных тайн и интриг, всеобщих заговоров и порядка через хаос. Мир, где личные интересы одной конкретной влиятельной личности, могут стоять на равных супротив интересов крупных корпораций. Мир, где те самые корпорации кулуарными сделками и подковерными интригами, обладают куда большей властью, чем правительство. Мир, в котором обычные люди поделились на два лагеря со всяческими ответвлениями, и пока одни с пеной у рта вопят о чистоте, отпевая настоящую оду ксенофобии и нетерпимости, другие пытаются отстоять права, одной рукой защищаясь от нападающих, а другую протягивает навстречу прогрессу. Мир, который через ужасную призму отражает реальность нашего собственного мира, показывая ужасающее изнутри, но прекрасное внешне, не такое уж и далекое будущее. Мир, о котором главный герой никогда не просил.

Однако, как говорится, у всего есть свое начало. В нашем случае, истоки берут свое начало в начале 2000-ых, когда гениальный ученый и инженер Хью Дэрроу, используя свой незаурядный интеллект, вкупе с новаторским способом мышления и гениальными техническими идеями, представляет миру новую технологию аугментирования – протезирование потерянных конечностей и замена органов на более совершенные механические аналоги, изрядно усиливающие функции человеческого организма, при этом практически полностью не отличимые по механике от утраченных/замененных конечностей. Технология, не без больших проблем, медленно, но верно начала занимать свою нишу в медицине, военной индустрии и других отраслях жизни, показывая превосходство искусственно усиленного человека над обычными, заодно возвращая людям утраченные возможности: для слепых художников – возможность видеть и творить, для безногих спортсменов – возможность бегать на равных с другими, для безруких пианистов – исполнять лунную сонату Бетховена при помощи механических рук. Однако далеко не все были рады такому развитию событий, вопя о недопустимости слияния механики с органикой да заливаясь пеной под речи об опасности аугментаций, едва не делающих чуть ли  из каждого аугментированного человека монстра. И, тем не менее, аугментирование прочно закрепляется на своих позициях как один из будущих ориентиров массового развития общества, уверенно охватывая все большие просторы.

Двадцать в небольшим лет спустя с тех событий игра наконец-то стартует. Аугментации вошли в обиход во многих отраслях жизни, а благодаря развитию технологий стали доступны почти каждому хотя бы со средним достатком. И вот, казалось бы, светлое прекрасное будущее уже настало, утопия и всеобщая мир и понимание, но не тут-то было и массовая истерия и ксенофобные настроение никуда не делись и даже наоборот, перешли в более в еще более ярко-выраженный характер усилиями особо радикальных партий.  Как, например, «Фронт человечества», который как бы только за ограничение и жесткий контроль за аугментациями, хотя по факту рыльце в пуху у ребят прилично. Масла в огонь подливает и само аугментирование: в силу своей относительной доступности любой гопник, чей обычный распорядок дня есть потреблять пивас сидя  у подъезда на кортах, отныне имеет возможность усилиться при помощи замены собственных родных биологических рук на импланты, позволяющих ему еще эффективнее отжимать у прохожих мобилки. Все это ведет к тому, что обычнее ни в чем неповинные люди и преступники, использующие аугментации во имя своих коростных мотивов, сметаются под одну гребенку только лишь по причине, что у обоих есть имплантированные конечности, а значит оба априори монстры и просто недостойны права на спокойную жизнь.

Deus Ex: Human Revolution

Наш же протеже – Адам Дженсен, бывший офицер спецназа полиции Детроита (в котором, собственно, и изначально разворачиваются события), а ныне глава отдела безопасности «Шариф Индастриз» — одной из крупнейших фирм на рынке, производящей протезы и аугментации для нужд обычных граждан, а также разрабатывающей новые прототипы оружия для правительства. Попутно, Дженсен крутит роман с главной ученой исследовательского комплекса фирмы Меган Рид, причем крутит довольно удачно, ибо именно Мег в свое время порекомендовала Дженсена главе фирмы – Дэвиду Шарифу. Несмотря на свое рабочее место и должность, Дженсен является обычным человеком из плоти и крови, однако все круто меняется, когда на здание «Шариф Индастриз» совершают дерзкое нападение неизвестные наемники. В бою за правое дело, пока Адам пытается восстановить порядок в связи со своими обязанностями, его за шкиркан хватает главный аугментированный злодюк, отвешивает парочку неплохих плюх и завершает все это эффектным броском протагониста через  толстое стекло монитора. В результате Дженсен получает тяжелейшие ранения, ловит своей необъятной головой пулю, отсылая игрока к сцене в «Робокопе», а злодеи, успешно перебив весь персонал, сваливают восвояси. И, казалось бы, что все, пора бы Дженсену откинуть копыта, однако благодаря огромной удаче и силе воли, герой выживает, однако, крайне дорогой ценой: дабы спасти его тощий главгеройский зад, докторам Шарифа пришлось заменить около 60 процентов всего тела Адама на особые передовые аугментационные. Полгода спустя, восстановившись почти полностью Дженсен уже в образе бэдэссного киборга в плаще, с выдвижными линзами на глазах и хриплым басом Элиаса Туфексиса возвращается на работу, дабы навести порядок, найти и наказать тех, кто и по чьей указке, а главное, зачем устроит нападение и бойню в офисе «Шариф Индастриз», а искалечил его и убил его возлюбленную.

Изначально сюжет кажется крайне незамысловатым, порой даже непонятным, особенно по вступительному ролику большую часть информации уловить решительное невозможно. Однако уже после линейного пролога и последующего ролика, показывающего процесс переделки и сборки Дженсена 2.0 по кусочкам, игра наконец-то делает финт ушами и нам предоставляют на изучение и исследование тот самый «Deus Eх», который и ругать-то не хочется, потому что… потому что… ну ты чо, дурак что ли? Это же «Deus Ex»! Всю игру можно назвать одним словом, которое коротко и емко, будет полностью характеризовать ее, правда, слово это в крайней степени нецензурное, пусть и в положительном контексте… ну, вы поняли. К тому же обозревать в таком стиле – это уже удел других, а я для этого не слишком толстый и не слишком лысый.

Основным и самым большим  достоинством всей игры, которое заставляет игрока с удовольствием прилипнуть к экрану на три десятка часов, является совокупность всех составляющих отличной ролевой игры, шутера и экшена. Именно смешение жанров и механик, нелинейность и огромная вариативность, всегда славили «Deus Ex», и в этом плане вселенная осталась верна себе.  Скрупулезная комплексность всех важных элементов от жанров без вкрапления чего-либо лишнего, идет игре только на руку. Разработчики, как и раньше умело сплели в один большой  и тугой клубок политические интриги, заговоры тайных организаций, противостояние персональных неуемных амбиций на фоне корпоративных войн, массовой истерии и ксенофобии, ненависти и презрения к прогрессу, который и сам по себе неоднозначен, глобальных планов порабощения мира, личных драм и переживаний. А в эпицентре всего этого клубка под нашим руководством, Дженсен окажется один на один со всем миром и самим собой, пытаясь понять, человек ли он еще или уже не совсем. И в этом контексте, когда против своей воли он становится и главным орудием в чьей-то невидимой войне, пешкой, инструментом и подопытным кроликом, в чьих силах решать, кому жить, кому умереть, кому совершать благо, а кого покарать, на чью встать сторону, если каждый по своему неоднозначен и двуличен, уже ставшая легендарным мемом фраза «I never asked for this», приобретает новый, совершенно иной смысл, который каждый игрок, влезший в шкуру героя, примет для себя со своей точки зрения. В мире, где все лгут, предают, используют, преподносят контекст и ситуацию так, как им выгодно, очень трудно найти золотую середину правды, но очень легко запутаться, так и не найдя верного ответа. Впрочем, как и раньше, чью сторону принять, как решать тот или иной конфликт и доводить ли до конфликта вообще – уже решать игроку.

Вселенная переплетает в себе огромное количество аспектов: начиная с классики научной фантастики, где в оболочке мира, поглощенного техническим прогрессом, можно угадать атмосферу и черты миров Филиппа Дика, Айзека Азимова, Гарри Гаррисона и других не менее великих фантастов середины двадцатого века, заканчивая древнегреческими преданиями и мифами, как Легенда об Дедале и его сыне Икаре, чем собственно, авторы игры и вдохновлялись в качестве основной идеи. За изучением местного мира  — достаточно подробным, разумеется —  его порядком, истории, устоев и нравов можно провести буквально часы, бродя по улицам Детроита и Хэнша, забредая в различные квартиры, аллейки, подворотни и прочие проулки-закоулки. Мир сам подталкивает игрока на исследование, изучение, сбор полезных предметов и данных и развитие, раскрытие некоторых тайных конфликтов сторон, а также просто бесцельное брождение по улицам  и разговор с каждым встречным NPC, сбор и чтение всякой информации – от электронных книг и газет, до электронных писем (включая информации о самом главном герое), прослушивания радио или просмотра телевизора. Обилие персонажей, как основных и второстепенных, так и массовки, что действуют, работают, двигаются, ведут себя и говорят как самые обычные люди, ровно те же, что окружают нас каждый день – благодаря этому ощущение, что бродишь не по обычным коридорам, но по настоящему городу, не отпускает, и, оно и к лучшему. Даже у самых второстепенных персонажей, служащих для выдачи сайдквестов всего на один раз, есть какой-никакой, но характер, что не может не радовать, чего уж говорить о главных и дополнительных действующих лицах в этом театре, под названием «наше абстрактное будущее».

Deus Ex: Human Revolution

Сам же главный герой развивается так, как заблагорассудится уже игроку, и пусть «Deus Ex» отчасти и относится к экшен-РПГ, и пусть у нас уже есть готовый герой с устоявшимся характером, однако ничего не мешает по ходу дела кардинально менять его, в зависимости от нужд или хотелок. Отыгрывать доброго пацифиста-альтруиста, который помогает каждому бомжу на улице? Без проблем! Сделать из Дженсена еще более циничного, отбитого на всю башку социопата, мочащего всех  в сортире? Да не проблем! А можно прямо по ходу дела комбинировать все эти черты характера, получая на выходе полнейший мискаст из альруизма и шизофрении. Только стоит помнить, что по законам жанра и дядюшки Ньютона, каждое действие имеет противодействие, а в нашем случае – последствия. К примеру, убедив фанатика-террориста в самом начале игры отпустить заложника и дав ему уйти, можно обнаружить, что парень затем решит облегчить вам жизнь и поможет важной информацией, пригодной в будущем, а попросив помощи у бывшего коллеги-слюнтяя, что жалуется на жизнь что твоя бывшая, не удивляйтесь потом, когда тот, будучи вышвырнутым с работы, начнет обвинять вас во всех своих бедах. Тем не менее, полностью безвыходных ситуаций в игре попросту не бывает, за что разработчикам отдельная благодарность.

Как уже было сказано, пусть «Deus Ex» по сути своей и не является чистокровным представителем жанра ролевых игр в классическом его представлении, ролевой системе с самого начала было уделено огромное место.  Уоррен Спектор – создатель вселенной (да-да, это тот самый человек, что в свое время сотворил легендарную «System Shock» и почитаемую и обожаемую мной вселенную «Thief») всегда был сторонником многогранного, разнообразного подхода к созданию игр, сочетающих в себе сразу различные жанры, а значит и различных путей и возможностей, на любой вкус.  Полноценный отыгрыш роли, проще говоря, и  «Human Revolution», пусть уже и без его руки на плече, но все же следует четко заветам и канонам своего идейного отца. Ролевая система в DXHR одна из самых удобных, что я видел за свою долгую игровую карьеру, и пусть она далека от огромного разнообразия того же «Fallout» или «The Elder Scrolls», где можно вообще быть кем угодно, тем не менее, в своей тарелке чувствует себя комфортно и очень удобно. Все же это не и чистокровная РПГ, и герой у нас тут уже имеется, так что придирки в этом духе могут идти в одно место, ибо по тому же принципу и к «Mass Effect», и к «Dragon Age» прикопаться можно.

Диалоговая система в игре проста и изящна. Разговор с тем или иным более-менее важным персонажем можно провернуть по нескольким разным сценариям, в то же время при наличии нужных аугментаций (в частности социальный корректор «КАСИ/C.A.S.I.E») в некоторых случаях из персонажей можно выудить еще больше информации из собеседника, что увеличивает варианты прохождения того или иного квеста или развитие диалога прямо пропорционально осмотрительности игрока. А особенно диалоговая система раскрывается в тех случаях, когда собеседника нужно в чем-либо убедить или же отговорить иной раз от ненужных действий. Порой диалоги являются обязательной частью прохождения, временами же – более сложной, но более мирной и простой альтернативой поиску обходных пустей, ползанью по вентиляционным шахтам и пряток от охранников. И даже в этом случае даже если завалить диалог, настроить против себя собеседника или просто облажаться, игра все равно не даст вам провалить задание полностью и застопорить игру, а предложит альтернативу, порой даже две.

Deus Ex: Human Revolution

Какой стиль прохождения выбрать, каким путем идти, что делать, кого убивать, а с кем говорить – решать в большей степени игроку. Да, по большей части основной сюжет линеен, сажает игрока на рельсы и катит вперед по хорошо смазанным и отработанным рельсам, однако способы достижения целей в крайней степени разнообразны, на любой вкус и выбор. Никаких ограничений и рамок, хоть устраивать локальный геноцид в стиле «Gears of War» с проламыванием стен руками, хоть играть в призрачного шпиона, не оставляющего следов  – игра дает вам все карты в руки и каждый найдет себе стиль по вкусу. Игра грамотно комбинирует в себе стелс и шутер от первого лица, позволяет по желанию либо обходить/оглушать/усыплять/убивать противников тихо и без шума, пыли и крови, перетаскивая их тушки в более укромные места, либо наоборот, стрелять во все что движется, оставляя за собой трупы, что удобно складывать в кучки. Благо баланс в игровом процессе между одним жанром и другим крайне удобен, а разнообразие оружия и гаджетов для обоих типов задач заставляет сердце умиляться такому празднику для души.

Впрочем, и сам Дженсен после операции сам стал настоящим оружием, которому никакие пожитки в принципе-то не нужны — в распоряжении игрока широкий выбор прокачки навыков героя. Любые, как говорится, фломастеры на любой вкус и цвет: любителям скрытного прохождения придется по душе возможность бесшумного бега, дальних прыжков, а также оптического камуфляжа, делающего Дженсена полностью невидимым, пусть и на короткий срок; для любителей громкого подхода – усиление брони, возможность видеть через стены и взрывная система «Тайфун», уничтожающая в радиусе 360-ти градусов от игрока все живое; для любителей взломов и обходных путей – усиления кулхацкерских навыков героя, что позволяют взламывать и отключать турели и охранных ботов, возможность пробивать стены (в тайниках в которых иногда можно найти полезные ништяки), а также система посадки «Икар», с помощью чего можно падать с любой высоты, все равно приземление будет мягким (а вдобавок можно спланировать вниз на кучку врагов и вырубить из могучей ударной волной о землю);  для дипломатов и пацифистов – улучшение навыков общения в виде уже упомянутого выше социального корректора «КАСИ».

Для каждого стиля, для каждого навыка, для каждого параметра есть меню и подменю, в котором каждая аугментация имеет дополнительные параметры для прокачки, глаза разбегаются. И по факту все, что нам тут представляют – это все Адам уже имеет и знает (ибо его протезы – особые, изготовленные специально для него по заказу Шарифа), вот только одна небольшая проблема: после сложной операции и аугментации, из-за оттека мозга герой не может задействовать их, и изначально предполагалось, что Дженсен будет со временем постепенно восстанавливать контроль над новыми умениями своего организма. Однако решение нашлось, в виде пакетов Праксис – специального программного обеспечения, задействовав которое, Джесен может разблокировать  навык, несмотря на последствия операции и травмы. Собственно, получаются пакеты Праксис по достижению определенного количества очков либо же покупаются в клиниках «ПРОТЕЗ». Удобный аналог поинтов прокачки, что тут еще можно добавить.

Deus Ex: Human Revolution

Однако, на мой личный взгляд, самым главным фактором, делающим «Human Revolution» великолепной игрой, уделывающей по всем категориям многих своих аналогов и противников, является уже указанная выше нелинейность. Нелинейность всего, если быть корректным, которая не навязывает вообще никаких рамок и никаких ограничений не ставящая. Для ясности приведу пример: в большинстве игр герою ставят задачу и дают один-два, иногда три варианта действий, по факту принуждая его к определенным действиям, например, прокачке определенного навыка или наличие того или иного снаряжения, иначе никак. Прохождение изначально подразумевает под  собой определенные действия, тем самым ограничивая свободу действий, и порой, чтобы развеселить себя, игроку приходится натурально извращаться, искусственно создавая для себя трудности. В этом отношении DXHR, следуя заложенным Спектором канонам предлагает игроку полнейшую свободу: не обязательно качать навыки и искать пакеты Праксис, всю игру вполне можно пройти без аугментаций; не обязательно трогать кого-либо, можно пройти всю игру и никого не убив, не оглушив и даже не наступив на пятку; не обязательно носить в своем инвентаре вообще что-либо, игра вполне спокойно проходится с голой задницей. В любые запетые помещения можно проникнуть и без взлома очевидной двери, любые кодовые замки терминалы с компьютерами открываются при помощи электронных отмычек, а на уровнях то там, то тут можно найти карманные директории с полезными данными о логинах и паролях от компов и кодами доступа. Любую стычку с противниками и любую толпу можно обойти, если только не велит задание, и любого босса можно победить без единой пули. Игра поощряет осмотрительность и грамотный подход исследования, что повышает ее реиграбельность до невероятных масштабов, несмотря на небольшие локации и коридоры. Такой бы уровень проработки да в большинство современных игр… Одно я знаю точно: никакой стелс больше не смогу воспринимать в полной мере, потому как «Deus Ex» показал, каким он должен быть – вариативным, удобным, разнообразным. Игру можно пройти ни разу не подняв тревоги, никого не убив и не тронув вообще; игра дает тебе все карты в руки и как бы говорит: «Вот тебе все шансы и возможности, делай как заблагорассудится, но если ты облажаешься из-за своих кривых рук, то списать на плохой геймплей и кривую механику, которая не оставляет другого выбора, не получится». И только один такой общий подход и внимание к мелочам уже вызывают глубокое уважение к разработчикам.

Что же касательное технической стороны монеты, то тут все не так однозначно. Стилистически игра выполнена просто великолепно: обилие золотого и бронзового тонов окружения стилизуют игру в тона Ренессанса, Эпохи Возрождения, во времена которой творили великие умы и сердца гениев Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Томаса Мора, Сандро Боттичелли и колоссального множества других не менее великих личностей. Мир игры сам по себе представляет собой одну большую аллюзию на Эпоху Возрождения в реалиях нашего будущего, отчего название «Человеческая революция» обретает еще больший символизм, и тем не менее еще более непонятно, возрождение ли это, революция или все же эволюция…  тут уж пусть каждый решает сам для себя.

С визуальной точки зрения для 2011-го года игра выглядит отлично. Текстуры и модели персонажей похожи на людей, диспропорций не наблюдается в целом, а детальности окружения, которыми можно пользоваться позавидовали бы многие современные проекты, и в целом все смотрится более чем симпатично, порой даже очень красиво. Тем не менее, несмотря на неплохую физику и графику, скудность лиц и их прорисовки, а также отсутствие нормальной лицевой анимации оставляют небольшой осадок. Впрочем, кому это интересно, если игра завлекает игровым процессом больше, а графоний в таких проектах это дело третьестепенное.

Deus Ex: Human Revolution

«Deus Ex: Human Revolution» с первых часов пребывание в своем мире задает игроку правильный тон повествования, по ходу дела раскрывая мир интриг, манипуляций, обмана и всеобщей неприязни, задавая игроку главный вопрос: каковым будет наше будущее?  Есть ли благо технический прогресс, или наоборот, есть то, что приведет нас к гибели? Так ли могучи на самом деле сильные мира сего как их малюют, или же мы сами придумали такой образ для них, коим те пользуются, устрашая нас? И стоит ли технический прогресс во имя стремления преодолеть пределы, заложенные Матерью-природой, чтобы стать кем-то… чем-то, чем мы пока не готовы стать?

После прохождения игра оставляет игроку много пищи для размышлений, закладывает правильное семя в разум, из которого должна прорасти правильная идея и представление о том, кто мы и что мы есть на самом деле, и нужна ли нам эта самая Человеческая революция, здесь уже каждый должен решить для себя, однако, со своей задачей игра справляется отлично и доставляет нужный посыл. А такие вещи – редкость, даже в наше время, несмотря на обилие проектов, направленных именно на размышлизмы головного мозга. Для меня игра попадает в Топ-10 Самых лучших игр всех времен, занимая свое почетное… Впрочем, это уже совсем другая тема; я за сим откланиваюсь, а выводы, как всегда, остаются за вами.


Полное или частичное копирование материалов сайта без согласования с администрацией запрещено.

Почитать другие публикации автора: