Dishonored — Чума и ненависть в Данволле

Dishonored-Logo

Что нам делать с шальным китобоем?
Утром на рассвете?

Бросить его голодным крысам!
Утром на рассвете!

Йо-хо, поднимай быстрее!
Утром на рассвете!

Вскрыть ему глотку ножом побольше!
Утром на рассвете!

Сунуть в мешок и бросить за борт!
Утром на рассвете!

Йо-хо, поднимай быстрее!
Утром на рассвете!

 

«Dishonored» одна из лучших видеоигр на моей памяти. Достаточно новаторская, чтобы отбросить приевшиеся функции. Неповторимая и запоминающиеся, как мелодичной припев этой песенки гарпунистов. Пройдя её, получаешь огромное удовлетворение, потому что все заплатки украшают игру как лоскутное одеяло.

А ведь казалось бы… Сюжет Dishonored ничем не удивит после знакомства с синопсисом. Королевского защитника Корво Аттано подставляют. Он, конечно, вернёт честь, славу и наследницу престола. Новоявленные узурпаторы повержены. Скучно. Предсказуемо. Но только на поверхности. Дело в том, что игра превосходно передаёт чувство места. Мир Dishonored не представляется компактным, ограниченным рамками уровней — то есть ощущением видеоигры. Он напоминает в этом плане первые три части серии «Thief». Достойный пример для подражания, благодаря которому арт-дирекшен погружает в себя. Он ловко затмил слабую графику карикатурным обликом персонажей — с острыми скулами на длинных пропорциях. Даже заставил поверить, что мутные текстуры ему к лицу. Будто графика игры нарисована масляными красками на тёмном холсте.

При этом визуальный ряд виртуозно скрывает свою априорно слабую графику массой внешних метафор, аллюзий, аллегорий и прочих стилистических приёмов, которые впору произносить с высокого помоста. В этом месте чёрные тучи запирают редкие проблески ярчайшего света, ещё в геймплейном трейлере давя на игрока стойким духом тоталитаризма. Власть абстрагировалась от народа в рамках возможного: стражи элиты представляют с собой недружелюбных воинов с восточным одеянием, позднее их сменят ещё более грозные «толлбои» с ходулями под двухэтажный дом, как бы показывающие отношение текущей власти к обитателям пониже, а все прелести «стимпанка» — в нашем случае «веилпанка», но не суть — принадлежат только верхам: китовое топливо для энергических стен, автоматические охранные турели, броневагонетки со всеми удобствами вовнутрь. Плебеи заперты на задворках умирающего города, где такая инородность им вовсе не метафорично отвечает шпагой и пинком ногой. Только неосведомлённый не упоминал дизайнера, ответственного за схожий тон в «Half-Life 2». И влияние Виктора Антонова очень чувствуется в столь значимых для виденья игры вещах. Не правда ли, о многом такое говорит?

Трейлер с Е3 поднимает эмоции на дыбы

Кроме того, сеттинг подкрепил геймплеем визуализацию местных красот. Элегантный «левел»-дизайн воистину стал для меня знаменательным моментом Dishonored. Мини-кварталы Данволла очень многоуровневые. И вам, будучи неприметным убийцей заговорщиков, будет приятно огибать путь по подворотням, трубам, вентиляции и крышам. Окружение разделено зонами подзагрузки, внутреннее заполнение которых достойно ожидания игрока. Кипы текстов, любопытные разговоры, в конце концов, боеприпасы. Почти всё, что упоминается в записках игры предстанет перед игроком. Вот где сыграл «immersive sim». Мне сильно приглянулось, как авторы привнесли признаки жизни в сотворённый ими мир. Обитатели города варьируются от нескольких фракций до мелких бедолаг. Душераздирающие истории часто видны наяву. Игра так умело побуждает проникаться некоторыми персонажами, что сердце кровью обливается, стоит завидеть их печальную учесть. Даже в моменты затишья антиутопичный «стимпанк» напоминает о себе диктатурой в громкоговорителе.

Безжалостная чума идёт бок о бок с разрушающей силой героя, словно метель в первом «Max Payne». Только тут она напоминает игроку о предпосылках борьбы: остановит ли он порождённую врагом болезнь или сам станет язвой города. Последствия жестокого стиля прохождения заставят почувствовать неуютно. Все вокруг будут вас презирать. Заражённые и стаи крыс восполнят мертвецов Данволла. Особо неприятно пошатнуть сознание юной Эмили — наследницы престола. Она запечатлит вашу жуткую маску на рисунке, нежели лицо отзывчивого храбреца. Естественно, нерадужным станет сам конец. В наиболее печальном исходе мистический странник заметит: «…Кто-то должен был подтолкнуть умирающий мир к краю пропасти. До чего же красочное развлечение». Столь очевидная мораль «насилие порождает насилие» показана в Dishonored лучше, чем где-либо ещё.

Dishonored«Работа мастера сидит по-разному на её хозяине: сохранять анонимность зарницы добра иль вырисоваться грубо, — как муха на деяниях чумного игрока».


 

Мы все кладём начало в невинности, но мир отбирает у нас чистоту

Наконец-то пришёл черёд поговорить о геймплее. Его лаконичное описание будет таким: Dishonored — это тот случай, когда казуальность сделана в своём лучшем проявлении. Заварушка такова — некий Чужой наградил Корво своей меткой, без того способный фехтовальщик превратился в сверхчеловека, управлять им будете вы. Dishonored, подобно всем стелс-экшенам, призывает прятаться. И идентично стелс- же экшенам современным — напомню дату релиза в 2012 году — вас не сразу даёт распознать символ подозрительности — в данном случае это три молнии над головой наблюдаемого. Режим скрытности тут предполагает, естественно, координацию движений в зависимости от местоположения патрульного, а также прятки под проёмами и изредка пребывание под пеленой тьмы, которая не так всепоглощающа, как в серии «Splinter Cell», — лишь чуть искажает ваш силуэт.

Иногда творение «Arkane Studios» подсматривает у «соседей по парте». При удерживании клавиши нелетальной атаки протагонист удобно взваливает тело на плечи после оглушения, за что спасибо «Splinter Cell: Chaos Theory». ВИП-персоны устраняются разными способами, в том числе несчастными случаями — то явно упрощённый «Hitman». Конкретно датскому альманаху о похождениях лысого флегматика подыгрывает специально выделенная социальная миссия. Посещайте.., — бал-маскарад. Место, где собрались высшие особы. Во многом это была устоявшееся точка для геймдизайна игры в целом — всех прелестей «Дизоноред», как видеоигры. Это подразумевает множество аспектов механики: на первых порах есть несколько лазеек для проникновения, опорный пункт близ заражённых кварталов продолжает ведать нам об антиутопии Данволла, непосредственно в самом зале можно оценить мироустройство и, естественно, исполнить то, за чем пришли.

Соразмерно упомянутому «Хитману», миссия контрастирует меж внедрённых стилей: в ней есть привычный обход для убийц-лазутчиков и даже возможность провернуть несчастный случай с помощью смертоносных охранных систем: доиграются со своим «стимпанком». Хотя этот уровень сильно упрощённая калька оных из «Hitman», богатая фантазия разработчиков доказала, что Dishonored лидирует среди ведущих ААА-тайтлов благодаря уместным экспериментам.

Как во многих уровнях игры, бал сделал интереснее ролевой элемент: вы можете незамысловато зайти с парадного и громко прекратить торжество, но при ближайшем изучении наткнётесь на тайного кавалера леди Бойл, которая является вашей жертвой, — и вот, заручившись поддержкой новообретённого союзника, с лёгкостью похищаете её; а когда выйдете во двор с письмом от второстепенного персонажа, невольно станете бретером заместо того трусливого дуэлянта, и этот мелочный момент обыгрывается по-разному: вашими сверхспособностями или честной схваткой. Такой подход в игре повальный. Она богата на насыщенные уровни, где механическая выделка (к примеру, расстановка «левел»-дизайнерами альтернативных путей) господствует с такими вкраплениями выделки ручной.

Упоминание «Thief» всё также неслучайно. Предусмотрена возможность красть предметы с пояса зевак и бороздить забитые локации в поисках интересного «лора» вкупе с ценными вещичками — сейфы, сундуки, глубоко сокрытые тайники. Большинство предметов элегантно интегрированы в окружение. Деньги на дороге не валяются, блокпосты стражи снабжены дополнительными боеприпасами, а кремневые пистолеты в редких местах украшают доску над камином. Моральная подоплёка сыграла на руку вашим методам устранения целей. Как говорится, любого берёт подкуп или шантаж. Деньгам у нашего революционера взяться неоткуда, если отбросить игровые условности наподобие разбросанных в уголках локаций монет, но зато при должной внимательности он провернёт пассивный шантаж. Для примера один из лидеров недальновидно оставил аудиодневники, в которых он так удобно презирал подопечных и народ. Зачем убивать, когда дело для нас разъяренная толпа сошьёт? Такие нетривиальные решения накладываются на всех заговорщиков. Приключения вора Гаррета схожим образом пользовались преимуществами установленного мира, несмотря на то, что там концепция иная и никакие цели не надо устранять.

Dishonored

И, в общем, это замечательно, так как подобные мелочи лучшие атрибуты жанра. В то же время игра имеет достаточно собственных идей. Арсенал Корво Аттано весьма богат. В правой руке верный меч, в левой то, что выбрал игрок. Пистолет, арбалет с несколькими видами болтов да какая-нибудь суперспособность. Тем паче помимо визуализации красот антураж «стимпанка» добавил практичности геймплею. Футуристические охранные системы могут быть настроены против оппонентов. В карманах появятся непозволительные для той эпохи предметы — граната и, моё любимое, пружинная мина, разрывающая торопливых на части. Так ещё весь ассортимент дозволено прокачать не только с эстетической глубиной.

Впрочем, для бывалого знатока жанра игра сразу покажется жутким подспорьем, скорее шуткой. Лучшие аспекты геймплея Dishonored идут вразрез ортодоксальному стелсу. Прохождение на манер аккуратного пацифиста быстро становится однообразным. Действия напрямик наоборот делают процесс гораздо более захватывающим. Если играть в Dishonored как в рядовой «стелс-экшен», из раза в раз придётся душить врагов, проскальзывать мимо, либо усыплять дротиками, вдобавок, может быть, совсем чуть-чуть, протыкать клинком и приземляться с той же целью на стражника сверху — дабы узреть прекрасные в своей жестокости пируэты. Проходить игру таким методом немного увлекательно лишь на высочайшей сложности, когда противники видят неприлично далеко. Вот базовая способность «блинк» тут является телепортацией на определённую дистанцию. С одной стороны с её помощью вы будете ловко преодолевать части карты, не тратить время на поиск очередного обхода и вообще порхать как бабочка, жалить как пчела! На обратной окружности монеты добросовестный стелс превращается в читерство. Такое заметно в эпизоде с похищением королевского лекаря. По идее, вы пробираетесь вглубь хорошо охраняемой территории. Ан нет, на самом деле просто телепортируйтесь за пару кликов, захватив цель без каких-либо осложнений.

Dishonored казуален от и до. Спектр талантов нечеловека предполагает ещё много подножек для трудностей. Управление крысой позволяет проникать в узкие проходы. Мне это, кстати, напомнило кое-какие игры для кнопочных мобильников. Только консервативным геймдизайнером не скопированное «орлиное зрение» из «Assassin’s Creed» для просвечивания стен на наличие врага. Суть теперь более, чем ясна. И никакие разнящиеся оппоненты не остановят экс-телохранителя, с ними разве что приключение станет увлекательнее — напряжённый поединок с местными киллерами вам надолго запомнится.

Dishonored«В первый раз они неожиданно будут вести наблюдение не за вами».

Нетребовательная сложность игры взята за факт, зато нечеловеческие умения Корво делают «Дизоноред» уникальной и прежде всего крайне весёлой видеоигрой [с подкатами на спине!]. Неважно, насколько читерный «блинк», он же делает меня проворным убийцей. А солидная доля даров Чужого преображает геймплей в невероятно эффектное действо. Да вы в играх по «Матрице» не останавливаете время как в Dishonored! Где ещё я могу призывать стаю крыс, разносить в клочья туши неугодных порывом ветра или зачистить миссию с бешенной скоростью, испаряя трупы?!

Dishonored идеально подойдёт для удовлетворения жажды крови, словно перед вами гладиаторский поединок на обозрение римлянам. Система фехтования гипертрофированна в своей зрелищности. Протагонист парирует удары, отрубает головы, крутит клинок на 360 градусов. Во время лазеек под покровом незаметности все устранения сталью ловки на изящество анимаций. Ну как тут не обагрить клинок в «слоу-моушене»?

Напоследок я не буду подытоживать достоинства Dishonored в красноречивых эпитетах. Лишь отмечу, что меня тянет завершить игру уже в третий раз. Подобное со мной случается редко. Прости меня, Max Payne 3. Dishonored лучшая игра 2012 года.

Автор публикации

Алексей Евдокимов
Алексей ЕвдокимовАвтор
Геймер, киноман и энтузиаст. Любимый лимон: оранжевый, абхазский. Любимое гитарное соло: Брайан Мэй | "Made in Heaven". Человек специфичного порядка, открытый к критике, пониманию и лонгитюдной депрессии.



Полное или частичное копирование материалов сайта без согласования с администрацией запрещено.