Kane & Lynch: Dead Men — Не всё то мерзко, что смердит

У наёмника Адама Маркуса, известного среди подельников как Кейн, последнее «дело», мягко говоря, пошло под откос. Сообщники в Венесуэле накрылись пыльным взрывом. На руках ценный кейс, на уме — местечко на дне, в планах — выбор ячейки банка. Не мудрствуя лукаво, он зарезервировал поклажу в Лос-Анджелесе, но вскоре попал под арест. Сегодня его этапируют для проведения смертной казни. Однако тому не страшно, он знает, что тварь дрожащая и прав на жизнь при таких «подвигах» не имеет. Кейн склонил голову перед палачом судьбы, жалея лишь о том, что за 14 лет разлуки с дочерью решился написать ей письмо только сейчас. Внезапно неразборчивый возглас сокамерника оборачивается в «пригни голову», а дальнейшая судьба вместе с тюремным транспортом переворачивается на бок.

Кейну становится ясно, что побег организован в его честь. С новоиспечённым напарником-сокамерником он, при поистине голливудских обстоятельствах, прорывается с боем в гуще всей этой суматохи, устроенной вооружёнными до зубов людьми в балаклавах, развязавшими целую локальную войну с копами. Наш недавний знакомый выкарабкался, но спасители явно к нему неблагосклонны. По прибытии на точку экстракции с мешком на голове, Кейн оказывается на коленях перед влиятельной криминальной группировкой «Семь», представителем которой он и являлся. Сообщники в Венесуэле вовсе не мертвы, более того, они нарекли Кейна предателем и поставили бескомпромиссный ультиматум: вернуть кейс, иначе его жена и дочь рискуют сместиться на 2 метра ниже земли. А дабы Кейн не проявлял метод самодеятельности, того сокамерника приставили к нему в качестве сторожевого пса. Понимая, что по постулатам «семёрки» смертельного наказания за предательство ему не избежать, Кейн прилагает все усилия, чтобы хотя бы уберечь остатки семьи.

Kane & Lynch: Dead Men

С этого момента основную сюжетную арку закругляют два ключевых героя, и оба смертники — приговорённые к казни. Каждый из данного дуэта охарактеризован в равной мере узнаваемым и исчерпывающим обличием. Наш старый знакомый Кейн — заскорузлый человек действия со взглядом вурдалака, сломанным носом и таким протяжённым шрамом на глазу, что тот, по тактильным ощущениям, будто на пол-экватора. Его товарища поневоле зовут Линч: патлатый мужик лет за сорок с залысиной, округлёнными очками, внешне с чертами американского реднека и духовно в альянсе с навязчивым обсессивно-компульсивным расстройством личности — не способный контролировать себя без таблеток психопат. В общем, отъявленные рецидивисты — люди, с которыми явно не захочется пересечься в подъезде.

Дуэт ведущих персонажей органично вшивает сценарий в ткань «бади-муви» — кино-ответвление с двумя противоположенными друг другу протагонистами. Как метко заметил один критик: «Кейн и Линч — это плохие Танго и Кэш». Речь идёт о работающих в паре полицейских из комедийного криминального боевика, сыгранных Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом. Стоит убрать из того фильма комедию, обострить отношения обоих главных героев и сменить их мотивы в придачу с родом деятельности, получатся Кейн и Линч — в самом деле полные антиподы Танго и Кэшу. По правилам своим кино-собратьев они постоянно конфликтуют на почве характера, оспаривают своё поведение и, само собой, прикрывают друг другу спину на пути к поделённой цели. Вот только кинематографичная составляющая «Kane & Lynch» в разы криминогеннее картины Андрея Кончаловского, оттого «смертники» во сто крат брутальнее. Беспардонный мат, жесть, кровь, убийства, запрет на продажу в Великобритании вкупе с девизом известного персонажа «никаких компромиссов даже перед лицом армагеддона», конечно, достойны уважения по отношению к смелости создателей. Кто как не авторы не менее провокационной франшизы «Hitman» способны на такое. Идентичных видеоигр, да не только видеоигр, в данной тематике безумно мало. Впрочем, то лишь сценарная ширма, сшитая по лекалам серьёзного криминального боевика. Kane & Lynch: Dead Men заслуженно ценим за броский кинематографичный визуал, понукаем за пустотелый геймплей, о чём внизу я слово замолвлю, тем временем истинные достоинства сюжета всеми умалены.

Kane & Lynch: Dead Men

Оба персонажа с неприкрытой наглостью дают привычным нам шаблонам под дых. Нечасто в видеоиграх освещаются настоящие маргиналы — люди, погрузившие свою ладью в океане жизни на самое дно, утонувшие настолько глубоко, что готовы пить со смертью на брудершафт. Каким бы профи Кейн не был, фортуна всё равно толкает его на обочину. Он не может ничего предугадать и продолжает совершать серьезные ошибки, гложущие даже похлеще загубленного прошлого. Линч, хоть психопат, обычно спокойный, но вспышки агрессии превращают его в жестокого убийцу, впрочем, таблетки всё только усугубляют. Никогда не знаешь, что он вытворит в следующий момент. «Dead Men» очень верно отображает концепт антигероев. Игра рисует тандем Кейна с Линчем не полупрозрачными яркими масками, а вычурными двухслойными тонами, обезображивающими ещё красивый фон за фигурами протагонистов. Оба героя те ещё подонки. Мы осознаем, что мир не зря хочет их покарать. После прочтения биографий дуэта кажется, что им невозможно сопереживать, однако сама игра не ждёт от вас сочувствия. Она раскачивает повествование в стороне, преподнося достаточно причин, чтобы вы относились к героям по-своему. Это мне в «Dead Men» так нравится. Вы можете продолжать считать их мерзкими убийцами… затем вдруг узреть в проблемах Кейна бесконечные попытки изменять потерянное прошлое, теряя настоящее. Знакомая ведь картина? И, может быть, понять, что нынешнее динамично развивающиеся общество выжимает все соки из работяг наподобие Линча. Никто не отрицает факт убийства за кадром Линчем жены в припадке гнева. Я не собираюсь его оправдать. Просто мою гипотезу подтверждает сожаление Линча. В отрыве от чёрных дел персонаж предстает типичным конформистом не первой свежести, вполне сохранившим черты цивилизованности, будучи при этом очень подавленной личностью с почти иссякшей стрессоустойчивостью. Он определённо терпеть не мог содеянное и самозабвенно принял ношу смертника, слепо следующего планам Кейна. Мельком игра даёт в аудио-дорожке намёк на то, что жена была угрожающей галлюцинацией, а Линч оплакивал её в беспамятстве; теперь же точка невозврата стёрла ему многие моральные ориентиры. Такова злая драма Kane & Lynch: Dead Men.

Третий трейлер игры эффектно склеивает все достоинства сюжета: брутальный тон, отменную постановку и ощутимую драму.

При прохождении игра отпечатывалась в памяти не геймплеем, а самым что ни на есть фильмом. Кадры всплывали в проекции мыслей один за другим. Весьма экспрессивная озвучка протагонистов запоминается раз и навсегда. Катсцены срежиссированы с плавной геометрией кадра. Их общее качество на порядок выше творившегося в разгаре геймплея. Виртуальный режиссёр регулярно оперирует разномастными кино-схемами. Один раз показывает происходящее из глаз Кейна, дабы дать игроку прочувствовать неясность первых секунд его пленения. Ставит наёмника со шрамом перед «семёркой» на колени, в полной мере олицетворяя их и бурей непошатаваемую власть через возвышающиеся массивные фигуры в кадре, а также угрызающую тщётность текущего момента для несостоявшегося преступника. Когда Кейн и Линч наконец-то берут ситуацию с боем, первый выравнивается с членами группировки, а ведь ещё недавно был буквально в вырытой для себя могиле. Пилотные уровни изящно подкрепляют незавидное положение «героев» угрюмыми урбанистическими площадками — практически пустыми зонами без намёка на раскрашенную палитру. От появления более ярко выраженных цветов картинка не становится приятной: то давящий густой жёлтый, то сумрачный синий, то совсем потускневшие виды на свежем воздухе. В поворотной сцене со встречей Кейна с семьёй облака окровавлены алым закатом, перекликаясь с метафорой на белые тюльпаны, наливающиеся кровью; багровая субстанция в этой нерадужной сцене правда будет, а визуальна сторона укрепит свой посыл. Ракурсы ничуть не уступают визуальным аллегориям. Пусть крайне нечасто, они, тем не менее, демонстрируют изобретательные решения, ещё здорово подогревают динамику сцен.

Весь сюжет идёт нон-стопом почти без монтажа. Особую кинематографичность течению игры как раз придала одна тоненькая находка для связки продолжающихся этапов дебютных уровней — вроде эпизода с ограблением банка. Этап с самим ограблением, последующий момент с погоней, остановка фургона в нескольких местах для противостояния полиции — все подобные отрывки озаглавлены вырванной из диалогов героев фразой, в миг оборачивающиеся эпиграфом к новой главе, порой беспрерывно связывая несколько сегментов одного уровня.

Kane & Lynch: Dead Men

Сюжет Kane & Lynch: Dead Men не столь эффектно подан, сколько жизнеутверждающе создан. Формула успеха хороших криминальных историй заключается не в гламуризации кажущейся плёвой наживы поверх буквы закона. Как я уже писал в своём мнении на «Grand Theft Auto V», хорошая криминальная история заставляет менять вектор мировоззрения в сторону благого русла: пронаблюдав роковую мудрость путём человеческой ошибки в целую жизнь, совсем не хочется терять свою. Первый Kane & Lynch прочувствовал именно этот нюанс. Жизнь рецидивистов тут несладкая. Семья ненавидит Кейна и всё спрашивает, когда же он умрёт.

Кейн понимает, что ему надо было сдохнуть, но по-прежнему пытается загладить прошлое. В итоге заходит так далеко, что попытавшись сделать благое дело — наконец-то отбросить тот напускной эгоизм, сделавший его таким — сталкивается с издевательским резонансом кармы, очернённой настолько, что сделанный им за долгое время положительный шаг привёл к высшему наказанию. Посыл игры обращает эгоизм в злую шутку, подобно фильму «Лицо со шрамом» 83 года. Таков самый мрачный второй финал игры — логичное заключение долгому бегству Кейна от самого себя без оглядки. К сожалению, первый финал гораздо более доступный, в некоторой степени сделанный спустя рукава, впрочем, всё ещё поучающий.

Kane & Lynch: Dead Men

Kane & Lynch: Dead Men грубый, дешёвый проект, точно фильм в жанре «граинд-хауз». Игра сделана наспех, будто одна сплошная затравка перед чем-то грандиозным. Она вызывает отвращение всем своим видом. Первым делом вы лицезреете сносную для 2007 года графику. Местные локации исключительными деталями шибко не блещут, так как игровой движок «Glaicer», переданный в наследство от «Hitman: Blood Money», урезали ради большого числа врагов. Далее всё становится ясно по геймплею на экране. Вся игра проходит в вымученных перестрелках с механикой укрытий, отчасти неудобных из-за управления. Кейн прислоняется автоматически к краю крупного объекта, а не когда того хочет игрок. Такое требует солидного привыкания у большинства игроков. Как бы то ни было, этот аспект, к чести игры, раздражает поменьше намагничивания по нажатию кнопки в кипе схожих представителей жанра.

Немножечко, прям как атом в молекуле, игровой процесс сделала лучше частичная разрушаемость окружения: бетон рассыпается шоколадной крошкой, кафельная облицовка колонн зданий отваливается тонкими кусками аки лёд. «Горячие» конфликты слегка сгущаются ловкими рукопашными приёмами, при которых Кейн хвастается необычным кольцом-ножом.

Арсенал быстро приедается: кроме немецкой «SIG SG 550», путь ваш проложит очевиднее некуда ассортимент каждого первого шутера. Стрельба совсем не удовлетворяет, потому что шум выстрелов крайне заурядный, не зависящий от степени открытости/изоляции окружения. От пуль противники падают как мешки с картошкой, хотя не совсем — мешки с картошкой и то живее. Баллистика настолько убога, что часть пуль попадают только по удачному броску жребия, что остро бросается в глаза при использовании штурмовых винтовок.

Сей куцый шутер от третьего лица «Io-Interective» от отчаяния попытались приукрасить возможностью командовать товарищами, взятой прямиком из их же собственного «Freedom Fighters». Но на фоне этого бардака она настолько рыхлая, что ровным счётом ничего не меняет. Вся паутина стратегических маневров сводится к командам, которые адресованы скорее собаке: «место», «фас», «к ноге». Во всяком случае, искусственный интеллект подельников не претендует на что-то помимо тактик четвероногих.

Сверх того, оригинальный «K & L» портит порой несбалансированная сложность, которая носится лихорадочнее, чем разогнанное «Феррари» на гоночном треке. Вас может в случае ранения вылечить напарник, но вы в любой момент сподобны примерить белые тапочки от передоза, если часто будете падать от попаданий. Такое происходит регулярно ввиду шквального огня врагов. Пули бьют достаточно больно. В последних уровнях на Кубе это сильно заметно. Там творится сущий ад. Посему ведите себя в Kane & Lynch: Dead Men осторожно.

После столь неприкрытой критики Kane & Lynch: Dead Men кажется не стоящим внимания экшеном. Вовсе нет. На самом деле у игры есть нечто бесценное для почитателей эстетики криминального кино, чего лишены, вне всяких утрирований, все остальные видеоигры — дань почтения фильмам Майкла Манна. То тут то там сквозящие аллюзии на культовый фильм «Схватка» — легендарный кино-шедевр про противостояние двух титанов (Де Ниро и Аль Пачино), с дотошными сценами ограблений, ставшими экземплярами аутентичного экшена в кино, плюс ко всему с необременёнными натужными сценарными оправданиями антигероями, необъяснимо привлекающими то своим мастерством, то подкреплённой дерзостью. Датчане из «Io-Interective» вдохновлялись этой картиной отъявленно, да так, что сделали из этого видеоигру. Прототипом Линча, явственно, послужил схожий патлатый психопат из фильма. Началу нападения на конвой положил такой же монструозный двуместный транспорт дальнобойщиков. Названные референсы намеренно и заманчиво наколят любопытство фаната данной картины перед главным блюдом — уровням на манер образцовых экшен-вставок «Схватки». Вы поучаствуете в перестрелке на улицах Токио, почти зеркально отражающей потасовку грабителей из фильма посреди кварталов Лос-Анджелеса. Магия сцены передана во всей красе. Окружённые в лабиринте покинутых машин, Кейн и Линч ведут бойню посреди обитых клубами слезоточивого газа на готовившихся к очищению от плотной толпы улицах. Панику разводят ждущие своей очереди отряды спецназа. В воздухе витает дух неоплаченной страховки, призванный покарёжжеными от пуль машинами. Фон заливает стильный инструментал, преисполненный скрежета бас-гитар, в то время как система динамичной толпы из «Hitman: Blood Money» как нельзя идеально режиссировала массовое столпотворение.

Kane & Lynch: Dead Men

Позднее в игре можно найти ещё одну эквивалентную сцену из другого отличного фильма Манна — «Соучастника», где динамичная толпа вообще нашла своё призвание, а градус апатичности игры дошёл до предела. Под всплеск лазерных пучков и инородный, мерзкий, будто пролетающая муха, электронный саундтрек тандем Кейна с Линчем похищает дочь японского криминального авторитета в эпицентре ночного клуба, по сантиметрам забитого плотнейшей толпой тусовщиков. Уровень ситуативно примечателен тем, что приходиться выискивать охранников по фонарям в полутени, причём сначала в сердце толпы, где любой попадёт под летящую пулю невольно. Затем вас вынудят искать укрытие посреди девственного и стихнувшего пространства вокруг, покуда придирчивые самураи в пиджаках идут по вашу душу.

Первые 10 уровней Kane & Lynch: Dead Men держат ремнём невдохновлённый геймплей игры. На них повсеместно зияет беспрекословно идеальный антураж для криминального боевика. Места действия щедро варьируются, подкидывая всё больше поводов перетерпеть посредственный геймплей. Как ещё не упомянуть зрелищное ограбление банка с психозом Линча, без таблеток распознавшего полицейских в заложниках. Также трудно не вспомнить засаду с японскими бандитами, позаимствовавшими жёлтый костюм мотоциклиста у Умы Турман прямиком из фильма «Убить Билла». Но внезапно идиллия портится необходимостью Кейна отправиться за антагонистами на Кубу. На этом моменте криминальный боевик перевоплощается в скверный милитари-шутер о беспорядочном отстреле орд оппонентов в потертых декорациях, мало того, посреди небосвода родины Кастро затесалась чуть ли не главная язва геймдизайна шутеров — босс-вертолёт. Единственный плюс данных уровней в том, что их меньше половины ото всех: 5 или 6 в зависимости от выбранного финала.

Так или иначе, сильнее всего «Dead Men» навредила поспешность. Она почти загубила персонажей на корню. В стремительном порыве сюжета не осталось времени для раскрытия их прошлого. Прохождение игры на самом высоком уровне сложности заняло у меня ровно 3 часа 59 минут — считайте 4. Неудивительно, что важные детали из биографии, рассказывающие об инциденте в Венесуэле и стимуле Кейна для становления в качестве рецидивиста, были упущены и постановлялись под видом дополнительных материалов. Заместо названных сведений наигранные аудио-флэшбеки с ворохом клишейных фраз с уст семьи Кейна пронизывали красной нитью игру в момент ждущего укола адреналина игрока. Жаль, среди них был один, как раз связанный с сокрытым прошлым. Этот факт показал всю трагичность Кейна как персонажа и стал плацдармом для душещипательного музыкального сопровождения из главного меню. Скорбь её звучания обрисовывает не только Кейна, вечно пытающегося исправить свои промахи, но и вербальный портрет семьи наёмника, омрачённый страшной трагедией. В тех самых экстра-материалах к игре говорилось, что маленький ребёнок случайно застрелился из оружия отца, поэтому жена так сильно ненавидит Кейна, а тот нашёл в рецидивисткой деятельности пристанище для своего эскапизма, бросив растущую дочь под чувством вины.

Kane & Lynch Dead Men — Kane’s Family Portrait (Main Theme)

Kane & Lynch: Dead Men очень хочется похвалить за бесподобный тандем отличительных персонажей, подобных которым днём со днём не сыщешь где-либо ещё в игровой индустрии, и назидательно-суровый, пусть не во всём умелый, сюжет. У создателей либо не было возможности воплотить действо на экране, где постановка игры шла бы в унисон с рамками кино-формата, либо желания сделать нормальный геймплей. Тот представитель красной книги, считающий себя ценителем подобной тематики, полюбит Kane & Lynch: Dead Men всем сердцем, какой бы плохой игрой он не был, и может, даже займёт видное место коробкой с диском игры на физической или ментальной книжной полке.

Автор публикации

Алексей Евдокимов
Алексей ЕвдокимовРедактор
Геймер-энтузиаст. Любимый лимон: оранжевый, абхазский. Любимый жанр в видеоиграх: стелс-экшен. Человек специфичного порядка, считающий видеоигры самой сильной формой искусства и своим предназначением.



Полное или частичное копирование материалов сайта без согласования с администрацией запрещено.