Max Payne 3 — Последние тяготы старого друга

Max-Payne-3-Logo

«Возможно, судьба решила так меня наказать — заставив вечно повторять одни и те же ошибки» — (с) Макс Пеин

Скоро будет 5 лет, как я прошёл Max Payne 3, а чувство необъяснимого «послевкусия ощущений» у меня никуда не делось. С одной стороны «Roсkstar» сделали эталонный шутер от третьего лица, органично интерпретирующий прошлые части в новой обёртке. Старые добрые «пеинкиллеры» вместо аптечек, да прыжки в «буллет тайм» (оно же замедление времени) в совокупности с порцией свежих идей здорово смотрелись в 2012 году, когда ещё не угас пик популярности шутеров с прилипанием к укрытиям. С другой стороны сценаристы «ГТА» ни черта не умеют в высокохудожественный нуарный сюжет уровня Max Payne 1 и 2. История Max Payne 3, конечно, выдержана в потрясающем собственном стиле, но она невероятно посредственна в корне. Получается, смотрю я на Max Payne 3 — вижу отличный геймплей и одновременно ненужное продолжение второй части, — хорошие ощущения со смешанными эмоциями.

«Я был все еще жив, и меня это все еще не радовало»

Создатели выбрали, по идее, каноничную концовку Max Payne 2 (беспросветно мрачную). Прошло 9 лет после тех событий. Макс подавлен: таблетки запивает алкоголем, алкоголь разбавляет таблетками, в каждом следующем моменте жизни распознаёт аллюзии на рок судьбы, пожирает себя напоминаниями о своём горе. Достоинство сюжета третьей части заключено в нарративе, а не стандартной схеме из пролога, кульминации, эпилога и наличием примесей в воде между этими аспектами любой истории. Деление кадров на комиксные рамки, цветастые вспышки, обилие эффектов, выделение отдельных слов в рамочку. Катсцены, изящно сменяющиеся на геймплей, не лишённый иронии Макс. Вот весь рецепт повествования игры. Теперь комиксные вставки из прошлых частей зашевелились в ритме синематографа повсеместно — даже после смерти вас посетит эффектный срез кадра и рябь от CRT-монитора. Это выглядит *ертовски стильно и оригинально.

Max Payne 3«Эта вечеринка отстой! Я, блин, ненавижу этих людей».

Но содержание сюжета Max Payne 3 портит впечатления, особенно в сравнении с другими частями. Персонажи, которые «неожиданно» стали злодеями по предсказуемому исходу многих аналогичных произведений! Заместо вороха высокопарных, мастерски написанных монологов Макса, состоящих из культовых цитат на случай органичной иронии, порой заумное нытьё в третьей части. Понятно, что от таких потерь каждый человек сорвётся, однако в этой игре нет никакого логического заключения всем переживаниям Макса Пеина — просто заваливают эпизодами с его алкоголизмом и грустными воспоминаниями, тем самым сценаристы форсируют героя пожалеть, когда как раньше нам всё становилось понятно по одной точной мысле. Даже флешбэки в Нью-Йорке не возвращают игре былой нуар-сюжет рафинированной выдержки. Сценаристов «Grand Theft Auto» как раз-таки хватает на отображение «ГТА» с переиначиванием криминальных стезей оттуда и комом человеческих пороков в них. Первые сцены протекают в элитарной роскоши и громких ночных клубах, от которых Макс испытывает навязчивый дискомфорт, а затем мы всё дальше переносимся вглубь изнанки более грязной, чем низы Нью-Джерси: коррупция среди целых отрядов полиции, подпольные бордели, кустарный наркобизнес, негуманное обращение с бедными вплоть до человекоторговли. Чудовищный мир меняет нас заодно с протагонистом. Игрок более охотно уничтожает чистое зло перед собой, а Макс на время забывает про алкоголь и сбривает привычную нам причёску, метафорично став решительным палачом беззаконья. Увы, такие эффектные художественные решения здесь перекрываются очень тупыми моментами. Проскальзывающая глупость Max Payne 3 достойна отдельного описания. Макс убивает толпы народу, а в следующей сцене уже сомневается — из-за него погибают невинные люди, нуждающиеся в том роковом рвении Пеина больше, чем пешки-бандиты. Макс по подсчётам фанатов уничтожил 500 с чем-то членов мафии во время событий первых двух частей. Тут вдруг ему что-то стало страшно в Нью-Йорке находиться, надо «драпать» в страну футбола.

К крупной досаде, высшего катарсиса триквел не смог достичь в том числе. Последняя точка в этой истории втискивается в две сбоку: Макс просто-напросто снова отчаянно вершит новую вендетту, и в противовес прошлым инсталляциям его история в «трёшке» заканчивается ничем. У дилогии «Remedy» в обоих прошлых частях был свой сюжетный лейтмотив, доведённый до ума: в первой — месть и превозмогание, второй — любовь и самообретение. Max Payne 3 вроде продолжает упадок героя, но, как уже было упомянуто выше, мучения протагониста не подводят к внятному завершению, оставляя с чувством «недожатости».

«Я думал прервать ли веселье этих парней, или пройти мимо, но моя природная ловкость и грация решили всё за меня»

Отбросив свои жалобы на историю, я с полной ответственностью заявляю: Max Payne 3 великолепная игра! Механика первых двух игр вместе с новомодными фишками слились здесь в идеальный гибрид нового со старым. В Max Payne 3 добавили укрытия, но не вынудили к ним привязываться. Традиционно для «шутерного» сиквела обновили арсенал, имплементировали удобное управление и прекрасное чувство оружия в руках героя, такое отзывчивое — с последующей агонией оппонента, зияющим блеском гильз и оскалом протагониста. С самого базиса управление в триквеле учитывает всё необходимое игроку: Макс направляет ствол на бегу туда, куда наведён курсор, бегая пропорционально нажатому представителю WASD (если речь идёт о клавиатуре, конечно), кроме того, протагонист научился подхватывать оружие, сделав кувырок, сия мелочь здорово сохранила динамику перестрелок. Технологический небосвод, приподнятый атласами игровой индустрии спустя 9 лет после релиза второй части, привнёс в игру продвинутую физику. Помимо разбросанных предметов в этот раз она до смешного учитывает, как протагонист в прыжке ударяется головой об косяк.

Инвентарь подвергся доселе невиданному в шутерах реализму. Вы можете таскать два одноручных оружия (любых — хоть «узи» с револьвером) и одно двуручное. Если взять два одноручных оружия, то Макс выбросит двуручное. Если взять любое из двух одноручных — Макс будет держать одной рукой крупную пушку, а из маленькой стрелять.

Весь процесс игры крайне кинематографичен. Макс анимирован вплоть до поглощения «пеинкиллеров» после перезарядки. Любой объект окружения красиво рушится то в щепки, то в бетонную крошку. Виртуальный оператор показывает сочную смерть последнего убитого противника на бис. Великолепие экшена укрепляется вариативностью уровней, граничащей с неповторимыми ситуациями — от элементарной феерии со стрельбой из одной руки, а второй тем временем удерживая качающиеся тело на ржавом крюке, до сумасбродной выходки отчаянного героя с конечной остановкой в бассейне. Пожалуй, это как раз те моменты, которые уловили текущее шаткое состояние Макса получше наигранных речей. Он зол, устал, измотан, но при этом пытается помочь произвольным жертвам на службе телохранителя. Полицейский жетон остался с ним ментально.

«Около финальная перестрелка в аэропорту под песню «Tears» маленький шедевр, кстати говоря. Одним из самых излюбленных сегментов игры для меня был под неё. Группа Health с совершенством прочувствовала стилистику третьей части».

Ни много ни мало «Rockstar» сделали лучший «Макс Пеин» в отношении геймплея и лучший шутер от третьего лица вообще. Экшен в Max Payne 3 запредельно отличный и при этом самый сложный в серии: красный урон на белом силуэте, который в третий раз олицетворяет индикатор здоровья игрока, заполняется едва ли не быстрее, чем вода в ведре, поэтому разработчики внедрили диковинку «последний шанс» — падая на последнем издыхании, Макс зрелищно выпускает очередь в сторону того самого врага, покуда игрок удерживает клавишу стрельбы; в случае победы протагонист поглощает последнюю порцию болеутоляющих под ваше «фух, пронесло». Игровой процесс третьей части максимально сладкий — как идеально размеренная порция сахара на чайном донышке: наряду с «DOOM», «Wolfenstein II: The New Colossus» и «Qunatum Break» я не терял восторг во время каждой передряги. Это высшее достижение для механики какой бы то ни было экшен-игры.

Всё бы ничего, если бы непропускаемые видеоролики перестали прерывать этот божественный шутерный геймплей так часто. Мало того, Макс к раздражению игрока вытворяет эпатажные выходки с одним лишь пистолётом по умолчанию: видимо, алкоголь проел всё серое вещество за поникшим взглядом.

Графика шагнула на несколько лет вперёд. Локации проработаны со скрупулезностью оных в «Grand Theft Auto». Каждая текстура окружения, каждая модель персонажа детально прорисована до своего основания. Я нигде не могу подловить изъяна по части визуальной составляющей игры. И главное, оптимизация нисколько не хромает. Настройки графики едва ли не разнообразнее арсенала огнестрела, что обеспечит плавную работоспособность в любом мгновении игрового процесса. А геймеров-тиранозавров дополнительно порадует поддержка операционной системы «Шиндоус: XP’юшка».

«Всегда надо помнить, что даже препоганейшая ситуация может стать еще поганее…»

Max Payne 3 что-то слишком хорош, чтобы быть правдой, никак не обошлось без недостатков? В самом деле да.

  • Во-первых, мультиплеер и «длс»
    Примитивные дополнения в формате оружия и скинов. Сетевой режим не нужен, радует лишь наличие коопа.
  • Во-вторых, «Social Club»!
    Один из худших онлайн-сервисов в моей жизни! До сих пор бывают проблемы с активацией игры. В то время, как в технической поддержке «Rockstar» сплошные боты, которые с трудом вам могут помочь, вы тщетно надеетесь просто запустить игру, потому что новый компьютер сервису кажется невиданной наглостью! Это просто смешно, когда кто-то после этого наговаривает на «Uplay», да он манна небесная для пользователей лицензионного контента по сравнению с этой нервотрёпкой.

У всего есть начало и конец. История полицейского из Нью-Йорка от финов из «Remedy» будто сто лет назад увековечилась в статусе непоколебимой классики видеоигр, оставив финальное соло от «рок-звёзд» на бис. Я не слишком доволен сюжетом третьего Max Payne, но прощание с одной из трёх самых любимых игровых серий было хорошим. Эпитафия всей трилогии вышла достойная.


Полное или частичное копирование материалов сайта без согласования с администрацией запрещено.

Почитать другие публикации автора:


Ваш комментарий

  1. drenrus:

    По сюжету все правильно. О том что он сначала «мочит» ну очень много народа, а после весь в слезах-соплях, это нормально для запада. Двойная мораль — для них норма. По инвентарю выскажу свою мнение — на отлично. Плюс соглашусь с мнением, что сюжет игры кинематографичен. Неплохо.Да эпитафия удалась.

Добавить комментарий