Prismata — Карточная игра с шахматными правилами

Prismata-Logo-2

Prismata — игра про то далёкое будущее, где валькирии будут забирать в Валхаллу души сражавшихся роботов. Вместо обленившихся и понемногу деградирующих операторов-людей… Алгоритмы для сложных уровней AI здесь писал спец, ранее получавший награды за ботов в Starcraft (победитель StarCraft AI Competition 2013 года) — да и сама игра по динамике и балансу ресурсов тот же Starcraft немного напоминает.

Но это всё же — пошаговая игра. И ещё больше, чем на Stacraft, она похожа на партию в шахматы. Начинаете с пешек, конструируете себе некую схему атаки, подстраиваясь попутно под действия оппонента… Однако в целом Prismata куда динамичнее шахмат, или типичных карточных коллекционных игр вроде Hearthstone или Magic the Gathering, и все сравнения остаются довольно приблизительными.

Боевая система

Как правило, на старте у вас есть несколько базовых роботов, производящих самый базовый ресурс — золото. С этим золотом можно начинать отстраивать ABC (Animus, Blastforge, Conduit) — три фабрики, производящие три прочих ресурса (красный, синий и зелёный, названия не принципиальны). Иногда достаточно только одного из этих трёх ресурсов (чаще всего — синего), чаще, в затяжных битвах с лимитом на количество юнитов каждого вида, приходится отстраивать всё. Есть и пятый ресурс, энергия, он нужен для увеличения количества самых первых, золотопроизводящих дронов.

Prismata«Первый ход всегда банальнее, чем даже е2-е4: собираем монеты, строим ещё двух дронов. Но вот дальнейшее развитие партии сильно зависит от второй половины набора доступных роботов, точнее, от последних 5-8 карт — система выдаёт их на каждый бой разные».

Вкратце самая базовая схема боя строится так: собираем золото, строим фабрику ABC, строим боевых дронов, выносим врага. Но… вы же понимаете, что это было бы слишком просто. Поэтому в силу вступают различные условия гандикапа. Иногда у противника уже на старте есть армия, и в первую очередь нужно выстраивать оборону. Иногда ограничено время на ход — и тут уже приходится учить «горячие клавиши» и за пару секунд прокликивать десяток-другой действий. Замешкаетесь — оппонент так усилится буквально за ход-другой, что отбиться уже не получится. Впрочем, блиц-партии — это уже для искушённых игроков, выбивающих ачивки и что-то кому-то доказывающих.

Prismata«Сюжетная кампания и правда рассчитана на самые базовые действия — выбери из одного и щёлкни активацию — особенно первые миссии. Но помните, самая соль, как и в прочих многопользовательских карточных играх — это конечно же поединки с живыми оппонентами».

Начала игры в «Призмату» довольно просты. Самые основы прояснит сюжетная кампания, чуть позже станет доступным режим «боевая тренировка», 56 задачек постоянно повышающейся сложности, где вы увидите большинство возможных в игре ситуаций, разнообразных юнитов и спецособенностей.

Prismata«Вот задачка из боевой тренировки сложного уровня: нам показывают математику гамбита. Пока враг сносит уже отстроенных юнитов, нужно построить новых, учитывая и жёсткий лимит ресурсов, и то, что ваш боевой отряд готовится 2 хода».

Прохождение этих тренировок вроде как дело добровольное, можно и без них… Но игра по большей части всё же многопользовательская, с постепенным открытием контента по уровням прокачки. И как раз тренировочные задания и заполняют этот «подвал» первых уровней. Пытаться без такого обучения сразу заходить в PvP — значит отбить себе желание играть в «Призмату» на корню. Дело даже не в том, что вы не узнаете без обучения про какой-нибудь спецприём, которого не было в сценарной компании, вроде заморозки. Просто сама боевая система здесь больше всего напоминает старую добрую задачку, где у вас есть бутылки на 3 и 5 литров, а набрать нужно ровно четыре. С тем дополнением, что жидкостей, которые нужно набирать, несколько, а бутылок по прежнему две. Другими словами, пытаться освоить «Призмату» кавалерийским наскоком чревато скорее всего тем, что вы застрянете в узком бутылочном горлышке на старте, и при этом ничего толком не увидите.

PvP режим остаётся самым сложным хотя бы потому, что схем действия в игре реализовано достаточно много, а компьютерный интеллект, при всей сообразительности, рабочих алгоритмов имеет несколько меньше, чем живые и мыслящие оппоненты. А вариантов действий здесь, учитывая количество юнитов в случайном подборе — порядочно. И если вы их заранее не изучили в размеренных поединках с ИИ — скорее всего, придётся сбрасывать карты. Prismata в PvP строга к новичкам.

Общий игровой интерфейс и претензии к игре

Интерфейс в игре в целом весьма логичен и поражает разнообразием возможностей. Например, можно прямо из игрового меню посмотреть твич-трансляцию (или замутить свою), написать письмо разработчикам с описанием бага или пожеланиями по введению новых деталей или правке баланса…

Prismata«Для игры, разрабатываемой аж с 2011 года, авторы демонстрируют похвальное желание развиваться и улучшать свой проект».

К сожалению, именно в этом самом замечательном интерфейсе, у меня и оформились принципиальные претензии к игре. Понимаете, механика игры хороша. Да, несовершенна, и кое-что по мелочи можно поправить, но в целом — очень бодро, даже затягивающе (на некоторое время). Однако со всей этой хорошей механикой, с занятной (хотя бы поначалу) сюжетной частью и продвинутым ИИ противника, со всем этим замечательным, понятным и полезным интерфейсом — в игре как-то не улавливаешь душу. Что-то такое, что заставит вернуться к ней завтра или послезавтра, или просто вспомнить о ней через месяц-другой.

Со всем потенциальным игровым разнообразием и продвинутым дизайном — игра похожа на старшеклассницу, переборщившую с косметикой. То есть, возможно, эта самая старшеклассница — на самом деле классная и интересная девчонка, с которой можно поговорить не только о ЕГЭ — но под тремя слоями штукатурки этого не видно!

Prismata«Очень хочется верить, что сего гнуса авторы писали не с себя, и обратная связь по игре — действительно работает».

Да, игра достаточно оригинальна — но в погоне за популярностью и деньгами одновременно авторы как-то умудрились сесть между двух стульев! Онлайн в игре есть, и сетевой код работает вообще без нареканий. Оппонент для произвольной игры обычно находится за 2-3 минуты или быстрее… Но общее одномоментное количество игроков довольно невелико. Скорее всего, за десяток произвольных партий вы встретите от силы трёх разных людей, а за сотню «каток» — возможно, человек 20. И тех же людей вы встретите и завтра, и послезавтра… Да, «Twitch», возможно, немного помогает увеличить популярность — но как-то совсем не до небес.

Как платная игра с сюжетной кампанией — Prismata куда слабее какой-нибудь «The Witcher Adventure Game» или «Puzzle Quest» (хотя они реализуют совсем другие игровые механики, и сравнение, возможно, не вполне корректно). С точки же зрения расширения онлайна и поддержания интереса к проекту хоть сколько-нибудь значимое время — «Призмате» стоит наконец решиться и перейти на f2p-модель. Тем более что интерфейс игры уже сейчас ориентирован именно на такую схему.

Итог

Prismata занятно сочетает в себе элементы коллекционной карточной игры с планированием, более присущим сложным настольным играм, с микроменеджментом ресурсов и разнообразием стратегических и тактических комбинаций. В игре довольно невелик фактор случайности (кроме определения порядка хода и комплектации части карт в наборе на старте), что позволяет строить далеко идущие схемы. Кроме того, отдельные партии довольно динамичны, в среднем длятся по 5 минут и при этом дают весьма богатый спектр переживаний — от скуки в самом начале до паники или торжества уже через минуту-другую (6-8 ходов).

Всё бы хорошо, но для платной игры здесь слишком маленькая и несерьёзная кампания (к примеру, во f2p-продолжателе «Puzzle Quest», игре «Gems of War» сюжетных «арок», выполненных аналогичными «визуальными новеллами», куда больше, и за них не просят по 7,5$ за эпизод). А для соревновательной сетевой игры — здесь слишком маленький пул игроков. Достижения в духе «сломай механику игры, проиграй самому слабому боту, который вообще не атакует» — тоже не добавляют энтузиазма продолжать игру, поскольку решаются действительно противоестественными способами. Разве что вы бета-тестер по велению души…

Разработчики обещают  «lite free-to-play» версию «в ближайшие месяцы». Скорее всего, сюжетные сценарии, кроме первого, оставят платными, а онлайн всё же пополнится «свежим мясом». Весь вопрос в том, задержатся ли здесь игроки? Лично у меня есть сомнения. Игре не хватает контента, из этого возникает ощущение «отсутствия души», и именно такую «отсечённую» версию — едва ли полюбят. Но это — всего лишь частное мнение! Поживём — увидим!

Автор публикации

Женя Дубов
Женя ДубовАвтор
Alignment - true neutral. Зануда и моралфаг. Не люблю биоварный выбор из двух зол, потому что оба предлагаемых варианта - ну очень так себе.



Полное или частичное копирование материалов сайта без согласования с администрацией запрещено.