СМЕРШ и Аддон — Конец операции «Резидент»

Death-to-Spies-Logo

«Контрразведка – это не загадочные красоткирестораныджаз и всезнающие фраера, как показывают в фильмах и романахВоенная контрразведка – это огромная тяжелая работа…»

(Владимир Богомолов, «В августе 44-го. Момент истины» )

Невидимый фронт, мы солдаты твои

Воистину, даже в наше время игры про прятки от противников и методичное устранение по одному остаются в своей нише вне системы координат. Увы и ах, среди всех жанров игровой индустрии стелс-экшен всегда был далеко не самым востребованным и популярным, а удачных проектов, снискавших большую известность даже в узких кругах, не так много; игр, разросшихся до франшиз и ставших иконами вообще можно пересчитать по пальцам. Иногда – по пальцам одной руки, будь ты даже не самым удачливым фрезеровщиком. Тем более удивителен тот факт, что большое количество жанров черпают идеи, да вдохновляются интересными механиками именно благодаря заслугам стелс-экшенов, впрочем, это уже другая история, как говаривалось в одной небезызвестной телепередаче. Однако, несмотря на не самый популярный, среди широких масс, сеттинг, жанр остаётся одним из самых почитаемых и предпочитаемых среди игроков. Самую большую часть продуктов из серии пряток бренной тушки протагониста в тенях предоставляют нам зарубежные студии и фирмы, в то время как на территории СНГ, как и в целом со всей игровой промышленностью, дела обстоят ни шатко ни валко.

Исключением, разве что, можно назвать серию «Смерть шпионам», давно уже ставшей притчей во языцех. Когда в далеком 2007-ом году российская студия «Haggard Games» выпустила свой первый – и, по факту, единственный – проект в массы, широкой любви игра на тот момент не сыскала: в то время на игровом пьедестале красовались другие именитые франшизы и проекты. Но свои «15 минут славы» игра таки обрела как внутри СНГ, так и за пределами необъятной родины медведей с балалайками, благодаря олдскульно сложному геймплею, да в какой-то мере уникальному сеттингу, позволившему игрокам примерить на себя шкуру советского разведчика. Ровно через год игра обзавелась аддоном с незамысловатым названием «Смерть шпионам: Момент истины», который, как и полагается аддону, расширил и улучшил все геймплейные особенности, а также визуальную составляющую оригинала, вдобавок принеся в котомке с собой 7 новых свежих, похорошевших миссий. И именно по этой причине, в данной статье оба продукта будут рассмотрены вместе и сразу. Что ж, приступим.

Death to Spies

Война после войны

1951 год, июль, Лубянка. В кабинет для допросов к подполковнику Ячменеву, дознавателю МГБ, приводят задержанного. Допрашиваемый – высокий, крепко сложенный мужчина лет 30-35, спортивной наружности, военной выправки – держится невозмутимо и спокойно. Но это всего лишь ширма и внутри капитана четвертого отдела ГУКР, агента расформированного подразделения «СМЕРШ», Семёна Алексеевича Строгова, гложет вопрос, за что его, боевого офицера и патриота, столько лет сражавшегося во благо родины, упекли в тюрячку на Лубянке. На эти вопросы отвечает сам подполковник: задержали Строгова по делу недавно арестованного министра госбезопасности В.С. Абакумова, в годы войны командовавшего управлением «СМЕРШа». И теперь Семёну Алексеевичу, как участнику непосредственных операций под руководством советской разведки, нужно поведать МГБ о деталях операций, в которых ему пришлось поучаствовать, а игроку – его глазами в подробностях пережить те события.

Казалось бы, как-то маловато для завязки сюжета, только если говорить откровенно, его тут в принципе и нет. На лицо полнейшая копипаста с «Hitman: Contracts» – просто набор миссий, где герой вспоминает определенный эпизод из своей нелёгкой биографии, а затем ведает его нам, да ещё и позволяет управлять событиями. Неоднозначен ли такой подход? Да, однако, плох ли – тут уже как посмотреть, и я лично склоняюсь к версии, что нет, а как аргумент могу привести последнюю игру в серии – «Alekhine’s Gun»… Но об этом в другой раз.

Что же касается препарируемого сейчас пациента, и так понятно, что сюжет в нём лишь слабое связующее звено между миссиями, которые и есть все удовольствие от игры. Тем более, что это только оригинал, а что же касается дополнения, то тут дела обстоят еще веселее: наш протагонист сидит после очередной операции в некой абстрактной комнате, попутно обращая поток своих мыслей на предметы интерьера, отчего время от времени в его голове происходят флэшбеки, отбрасывающие его мысли во время и место, связанное с данным объектом. К счастью, как было сказано раньше, сюжет тут лишь связующее звено между миссиями, потому всё не так критично.

К счастью, между перипетий сюжета, в коих запутается разве что человек, способный запутаться в своих штанах, игра успешно бросает игрока по разнообразным локациям из раза в раз. По ходу действий нашему подопечному агенту придётся побывать на военных немецких базах, в украинских деревнях шириной в один хуторок, окружённых чистым полем с речкой, в отеле, полном свидетелей и наблюдателей, в закрытом и переоборудованном под тюрьму Гестапо замке, на закрытой военной американской базе, где ведутся разработки проекта «Манхэттен», даже в разведшколе Абвера в оккупированном Кракове. Чем-чем, а вот разнообразием игровых уровней, каждый из которых по-своему уникален и полон всяких мелких деталей, игра может с гордостью похвастаться: спутать один уровень с другим довольно сложно. Дополнение в этом аспекте пошло ещё дальше – там проработка локаций (о чём несколько позже) стала на порядок лучше. По некоторым из них, достаточно большим, даётся возможность поколесить на транспорте: мотоциклах, грузовиках, автомобилях и т.д., правда, управление техникой в игре сродни покатушкам на торговой тележке из магазина, но без них покинуть территорию в силу обстоятельств изрядно проблематично. Однако, сам дизайн уровней в целом оставляет желать лучшего, но обо всем по порядку.

Death to Spies

Военная разведка, домой заходит редко…

Геймплейно игра представляет собой классический стелс старой закваски со всеми присущими ему атрибутами: слабый в открытом бою, но умелый и смертоносный, пока действует исподтишка, герой, обилие вариантов развития событий, интерактивное окружение, которое приходится учиться умело использовать, ну и, конечно же, нещадно импровизировать по ходу дела. Весь игровой процесс «Смерти шпионам» можно описать как умелый микс из механики «Splinter Cell» и «Hitman», о чём детально поясню также по полочкам. Успех той или иной миссии зависит от смекалки игрока, выбранного стиля прохождения, снаряжения, прихваченного с собой в начале миссии, и некоторых других аспектов, о которых также будет сказано. Никто не запрещает игроку перебить весь персонал искусственных оппонентов на уровне и аккуратно складировать их тушки в кучке где-нибудь в укромном месте; никто, не считая, разве что, развернутой игровой статистики, да порой ограничений миссий – на некоторых запрещается убивать вообще кого-либо помимо целей задания, иногда же просто на убийства или оглушения вводится определённый лимит. Впрочем, сказать, что устранения стоят в этой игре во главе угла, было бы кощунством: в отличие от методов подозрительно лысого агента со штрих-кодом на затылке, Семён Алексеевич в первую очередь разведчик, посему задачи в его обширном списке дел во благо родины пополнены ещё и классическими для героев невидимого фронта делами: шпионаж, саботаж, диверсии, спасение пленных агентов, захваты «языков», сбор данных, ну и вычисление предателей родины, коих расстрелять на месте надо. Половину миссий игрок может пройти, никого не убив, не оглушив и даже матом не ругаясь, однако же иногда убивать заставляют. Не то чтобы плохо: рано или поздно жажда крови проснётся в каждом, даже самом спокойном игроке. И всё же, в этом аспекте, когда другого выбора, кроме как уничтожить противника, игроку не даётся, ощущение свободы действий несколько теряется. Да и чёрт с ним, смерть фашистам!  К счастью, в дополнении с этим ситуация обстоит намного лучше: принудительных убийств кого-либо, кроме целей заданий, практически нет. Очень радует, что разработчики провели большую работу над ошибками.

Мешает проходить «Смерть Шпионам», как обычный шутан от третьего лица, и игровая механика, всячески поощряющая лишь скрытный подход к операции: не смотря, что Семён Алексеевич у нас боевой офицер, профессионал с большой буквы, стреляет в открытом бою он из рук вон плохо. Оружие вечно косит, автоматы и винтовки дергаются и попадают куда не надо, растрачивая и без того скудный боезапас. В то же время оппоненты бьют крайне метко, нападают толпой, а также при первой возможности норовят зашпульнуть в советского воина гранатой. Потому в большинстве своём игровой процесс стимулирует игрока производить аккуратные выстрелы с безопасной дистанции из винтовок и пистолетов с глушителями — тихие, но крайне эффективные броски острых как бритва ножей в тушки соперников, работу удавкой, тряпочкой с хлороформом, да кулаком по темечку. Интерактивное окружение также играет на пользу нам и нашему протеже: всевозможные стаканы, вилки, ложки, кружки, тарелки и прочие атрибуты хозбыта, кои можно найти на любом из уровней, прекрасно подходят как для отвлечения внимания противника, так и для оглушения, иногда даже убийства противника. Про более распространённые игровые механики, типа ручного взлома замков, возможности отвлекать противника броском камня в сторону и умения нашего героя ползать на брюхе, думаю, и заикаться не стоит – и так понятно, что они тут есть.

Death to Spies

В распоряжении нашего лазутчика обширный арсенал вооружения и снаряжения, пополняющийся по мере прохождения от миссии к миссии всё новыми образчиками. В которых, к сожалению, нет ни ломающей грош нужды или смысла по указанной выше причине: в открытой конфронтации с противником наш соглядатай – ноль без дырки. А потому всевозможные образцы детально воссозданных пистолет-пулеметов, винтовок, пистолетов, гранат, мин-ловушек и прочих продуктов производства различных стран, так и остаются пылиться на полках неизвестного склада «СМЕРШа», откуда Строгов всё и берёт. И именно поэтому лучшими друзьями на все прохождение для советского шпиона станут удавка, пара-тройка убийственно острых ножей, несколько бутыльков с хлороформом, да верный «Наган» с глушителем. Порой компанию им составляют легендарная Трёхлинейка – винтовка Мосина – с глушителем и оптикой (аж в двух вариантах: в камуфляжной обмотке из тряпья и без), английский карабин «DeLisle» и пистолет-пулемет «Стен» с глушителем, да ещё парочка пистолетов в дополнении. Однако, из всего вышеперечисленного ценностью обладает только Мосинка в силу наличия на ней прицела. Тем не менее, уровень вполне реально пройти вообще без ничего: крайне сложно, но возможно, что только идёт в плюс игре.

Death to Spies

Во фраке дипломата, и в джунглях с автоматом…

В миссиях, где нашему бравому ОколоШтирлицу не приходится ползать в «Березке» в высокой траве вместе с винтовкой на плече, как и в «Хитмане», приходится переодеваться во вражескую униформу, дабы проходить в запретные зоны и подбираться к целям без лишнего подозрения. К счастью, игровая механика, особенно в «Моменте истины», позволяет иногда обходиться и без этой фишки. Также наши разрабы не просто взяли идею и прикрутили её к своему детищу, но и дополнили её парой своих уникальных особенностей.
Во-первых, это сам способ добычи униформы: для того, чтобы иметь возможность переодеться, герою потребуется не просто избавиться от врага, а избавиться от него чисто, не оставив на одежде следов крови, дырок от пуль или отверстия, для которого пару секунд назад так прекрасно подходил острый разведческий нож. Противника требуется оглушить, задушить, усыпить, отравить  и т.д, иначе плакала возможность переодеться. В «Моменте истины» Строгов научился порой также находить бесхозно лежащую форму на уровнях и носить один дополнительный сменный комплект в своем вещмешке. Крайне удобно, скажу я вам.

Во-вторых, на уровень подозрения Искусственного Идиота влияет также и носимое игроком оружие и даже вещмешок: немец с ППШ за плечом среди таких же немцев, но с родным оружием, немного выбивается из общей картины, привлекая лишние подозрительные взгляды «соотечественников», как, например, и официант с советским сидором в отеле, держащий удавку в руке. Благо, игра соизволяет учтиво сообщить заранее об этом игроку, предупредив надписью на экране.

В-третьих, униформа становится всего-навсего бесполезной грудой тряпья на уровне сложности «Диверсант», который только для любителей особо чрезмерного хардкора. Правда, только в дополнении, отчего весь геймплей кардинально меняется и превращается в классические прятки от любого встречного противника. К совести и чести разрабов, в аддоне геймплей на этой сложности неплохо сбалансирован, а наличие обходных путей, всевозможных лестниц, пожарных выходов, вентиляционных шахт и прочего нашему протеже только на руку.

В вопросе, когда дело заходит о нелинейности прохождения, всё становится не так однозначно. Прискорбно, но достаточно обширный список возможностей для исполнения одного и того же задания несколькими различными путями в полной мере завезли только в «Моменте истины»; в оригинале всё ограничивалось лишь двумя, в крайнем случае, тремя способами. Да и в целом разнообразие задач с нестандартным развитием событий в размерах прибавилось. Для примера: в одной из операций Строгову придётся вызволять раскрытого советского агента из цепких лап ФБР, вывести его из оцепления, подменить соотечественника на заранее заготовленное тело, которое надо ещё как-то умудриться протащить по узким, наполненными зеваками, улочкам американского пригорода, а затем устроить пожар в комнате, чтоб скрыть улики. И лишь один только пожар можно развести четырьмя разными способами, если хорошенько подумать и пошариться по округе. И таких примеров на всю игру – десятки, если хорошенько искать и знать, куда да как применить тот или иной найденный способ.  И, как это не прискорбно признавать, но только дополнение в этом плане я могу назвать разнообразным; увы и ах, но оригинал до жути линеен в своих задачах, хоть и всё равно интересен для исследования.

Death to Spies

Что же касается технической стороны вопроса, спросите вы? К сожалению, и тут всё не так кристально чисто, как хотелось бы, и в плане окружения в первую очередь. Локации большие, грамотно наполненные всевозможными мелкими деталями окружения, и в целом внешний вид домов, хибар, сараев, хат, баз, укрепрайонов, замков, исследовательских комплексов нареканий не вызывают. Всё, включая атмосферную музыку и старые мелодии сороковых годов, льющиеся из радиоприемников и граммофонов, великолепно работает на восприятие мира, отчего в атмосферу того времени, всем нам знакомую по старым советским фильмам о войне, погружаешься с первого задания. Но ровно до того времени, как понимаешь, что весь здешний мир глух, слеп и пластмассово-картонно-искусственен: ни немцы, ни мирные жители, ни ученые, ни даже животные, коих тут и так немного, вообще не разговаривают (особенно последние, по понятным причинам), не общаются, лишь двигаются из точки в точку по заложенным разработчиками вэйпоинтам. И это крайне рушит всю атмосферу, но хвала всем богам, если б я в них верил, в аддоне с этим всё обстоит гораздо лучше. Голосов озвучки не так много (а по факту – вообще всего два), но, тем не менее, русские говорят по-русски, немцы – по-немецки, англичане и американцы – по-английски, с присущими их диалектам, акцентам. И, пусть весь их речитатив и остаётся на уровне зацикленной дюжины фраз, это хоть какая-то живость.

В отношении графики я даже не знаю, что сказать. Я понимаю: отечественная студия, собственноручно сваянный движок, малое количество средств и прочие отягчающие факторы. И в целом то, что игра поддерживает масштабные открытые локации, на которых располагается большое количество объектов и всё это работает – только в плюс; к тому же в общих чертах графика в игре на довольно приличном уровне: от общей картины, до мелких деталей, к примеру, текстур формы, моделей оружия и прочего, но вот, что нельзя занести в плюс к игре точно – это топорную анимацию на уровне начала 2000-ых годов. На то, как герой, сгорбившись, бежит словно Буратино, пробитый радикулитом, размахивая руками как кукла, порой смотреть без слёз нельзя. Или на противников, чьи тушки ложатся словно манекены, ровно так, как их положили. К счастью, как и большую часть всего остального, и этот аспект в «Моменте истины» был улучшен: движения что героя, что прочих НПС ощущаются несколько более натуралистично и живо. К слову, как и графика: частично засчет смены фильтров окружения, благодаря чему ощущаешь себя внутри старого доброго советского кино, что в игре, атмосфера которой на это и рассчитана, есть большой плюс.

Death to Spies

Что в итоге?

«Смерть шпионам» и «Момент истины» оставляют после себя крайне неоднозначные ощущения. Это далеко не самый лучший продукт в жанре, что только может быть и даже дополнение далеко не идеально, пусть и исправляет многие косяки оригинала, а заодно и привносит новое. В силу корявого управления, багованного ИИ на уровнях, кривоватого технического исполнения, скудного живого мира и сюжета, о котором и заикаться-то грешно, игра оставляет после себя горький неприятный привкус посредственности и первого опыта. Тем не менее, несмотря на ворох технических косяков, играть что в оригинал, что в аддон приятно (в аддон приятнее в разы). Игра затягивает сложным выжидательным, не прощающим никаких ошибок, игровым процессом, вызовом, брошенным игроку, и атмосферой войны, а также возможностью почувствовать себя в шкуре настоящего разведчика и мочить фашистов в одном неприличном для выкрика месте. Стоит привыкнуть и проникнуться этим духом, как в голове сама собой начинает играть знаменитая «Не думай о секундах свысока», ведь всем нам хотелось хоть раз немного почувствовать себя в роли Штирлица. В этом случае игра, может быть, и понравится. Впрочем, каждому своё. Я же за сим откланиваюсь, ну а выводы, как всегда, остаются за вами…


Полное или частичное копирование материалов сайта без согласования с администрацией запрещено.

Почитать другие публикации автора:


Добавить комментарий