Upgrade — Не по бюджету глубокий и внятный киберпанк

Upgrade-Logo

Крутые девайсы и галимая жизнь… Мы все знаем шутки про айфон и доширак, но что, если в эту схему добавить глубины и драмы?

Герою фильма «Апгрейд», Грею Трейсу, айфон в общем-то не нужен. Как и андроиды. Он вполне себе спокойно мог бы жить и без хайтека, в его жизни ничего бы не изменилось. Ему нравится чинить старые-добрые маскл-кары родом из Америки 60-70-х годов ХХ века — и на его умения механика есть спрос среди коллекционеров. Другое дело — жена Грея, красавица Аша, работающая на корпорацию, изобретающую и внедряющую в повседневную жизнь прорывные технологии. В один прекрасный день Грей и Аша едут к очередному заказчику ретро-авто, и Аша узнаёт в нём Эрона Кина — технического гения номер один ближайшего будущего, идола навроде Джобса или Цукерберга, но в области не продвижения гаджетов или софта в массы, а именно Творца, создателя всего нового, из чего корпорации вроде той, где трудится Аша, делают потом Продукт.

Upgrade

По дороге домой наворченная «машина будущего» вдруг оказывается хакнута, и самовольно сворачивает в трущобы, где Ашу с мужем «принимают» местные «хайтек»-гопники.

UpgradeСтреляющие руки — очень спорное решение, но на задачи фильма по преображению Homo Sapiens в Homo Cyberneticus работает на 100% убедительно.

Прошло всего десять минут неспешного пролога, а главный герой уже лишился не только жены, но и вообще смысла к жизни: он парализован из-за травмы позвоночника, он не может не только работать руками, но даже справить нужду без помощи сиделки или робоассистента. Полиция бессильно разводит руками: они пока не знают, кому и зачем понадобилось всё это. И тут в игре появляется Стем.

UpgradeСтем — это самая последняя разработка Эрона Кина, мега-навороченный нейроимплант с ИИ (искуственным интеллектом).

Стем может помочь Грею Трейсу вновь обрести прежнего себя, восстановить двигательную активность в прежнем объёме. Но больше того — Стем видит глазами Грея то, что сам Грей упускает. И вот уже ведомый своим супер-имплантом экс-инвалид встаёт на след тех злодеев, что испортили ему всю жизнь.

UpgradeКак вы думаете, что же будет дальше? Неужели боевик?

Вроде бы сюжет встаёт на вполне себе накатанные рельсы: герой-мститель почти из могилы получает второй шанс и несёт в этот мир древний, но всё ещё логичный Закон Талиона. Око за око, жизнь за жизнь. Но… есть нюанс. Практически даже nouveau anse (хотя это тоже довольно спорная игра слов): в игре с героем-охотником, злодеями-целями и зрителями-наблюдателями появляется ещё одна сторона, искусственный разум. Отчасти общение Грея со своим ИИ-симбионтом Стемом напоминает первые контакты мелкого шкета Джона Коннора со своим личным киборгом из «Терминатора-2». Отчасти — дуализм доктора Джекилла и мистера Хайда (или разговоры Эдди Брока и Венома). Но вообще перед нами такая история, где номинальный герой — и сам чаще наблюдатель, чем действующее лицо.

UpgradeВот сцена, где Грей ломает злодею руку… На самом деле руку ломает Стем. А Грей в это время управляет разве что своими лицевыми мышцами, удивляясь тому, что творит сейчас его собственное тело.

Одна из ключевых фишек крайне малобюджетного «Апгрейда» — крайне интересная работа с камерой во время экшен-сцен. Сама по себе рукопашка (её в фильме довольно-таки много) — сильно напоминает первого Джейсона Борна с Мэттом Дэймоном. Те же скупые, но крайне агрессивные и разрушительные движения в духе крав маги, та же невероятная для обычного смертного нечувствительность к урону, из-за которой соперники просто не избивают друг друга, а скорее рвут на клочки, подобно бешеным псам. Всё это уже было раньше: и в голливудских «Потрошителях», и в азиатских картинах вроде «Человека из ниоткуда» или «Рейда». Но. Во-первых, есть дуализм Грея: его руки калечат и ломают, а его лицо при этом — нервически дёргается, пугается и создаёт полное впечатление, что «болеет» он не за себя, а за «того парня». Во-вторых, камера: это не «вид из глаз», как в найшуллерском «Хардкоре», но и не привычное чередование общих и крупных планов с целью показать побольше трюков в рамках одной потасовки. Камера «Апгрейда» более всего напоминает те, что крепятся на шлем пилотов — что реактивных самолётов, что гоночных болидов «Формулы-1». Смысл такой операторской работы в том же, в чём и гримасничанья Логана Маршалл-Грина (актёра-исполнителя роли Грея): сдвинуть пресловутую «точку сборки». Представить дело так, будто наш герой всё ещё едет в «хакнутой» кибер-машине, которая самовольно везёт его чёрт знает куда. Это… интереснее видеть самому, пожалуй.

UpgradeПри всей очевидной в большинстве кадров экономии бюджета — киберпанк в Апгрейде нарисован чуть ли не старательнее, чем всё прочее, за исключением личностного взаимодействия главгероя со своим персональным водителем Стемом.

Впрочем, самой интересной частью истории оказывается развязка. Именно она окупает просмотр этого фильма даже совместно с девушкой, которой боевики сами по себе не интересны, и которая экшен-сцены смотрит через ладошку. Не говоря уже об элементах расчленёнки, которые также вошли в этот фильм, пусть и в «мягком» варианте а-ля «Потрошители». Всё же работа над фильмом «Пила» и вообще жизнь в Австралии оставили свои следы на психике режиссёра Ли Уоннелла… Но, как бы то ни было, «Апгрейд» я вполне рекомендую к просмотру. Это не ужастик, это не дождливая меланхолия об андроидах, которым снятся киберовцы в лучах восхода далёких звёзд. «Апгрейд» не пытается всерьёз загружать зрителя моральными дилеммами, подобно какому-нибудь «Страховщику» (2014, Антонио Бандерас). Двигаясь «примерно» по лекалам классической истории о мести, Уоннелл показывает историю ничуть не менее зрелищную и самобытную, чем была, скажем, в старом-добром «Безумном Максе».

UpgradeПопробуйте немного киберпанковской драмы. Есть вероятность, что захочется добавки.

Автор публикации

Женя Дубов
Женя ДубовАвтор
Alignment - true neutral. Зануда и моралфаг. Не люблю биоварный выбор из двух зол, потому что оба предлагаемых варианта - ну очень так себе.



Полное или частичное копирование материалов сайта без согласования с администрацией запрещено.