Марианская Аналитика — Альманах I (серия Splinter Cell)

Splinter-Cell-Material-Logo

Представляем вам иную спецрубрику, абстрагированную от каких-либо привязок к актуальности, «нужности», массовости, дистиллированной химической консистенции, сценарной логистики и всего, что так заумно звучит. Перед вами глубокий, бездонный анализ самых разных явлений, посему Марианский!

«Младший брат за старшего»: Часть 1

Мы — авторы «Special Games Club» Сэм Фишер и Алексей Евдокимов — не одну собаку съели на шпионской франшизе «Splinter Cell». В данной подборке аналитических статей освещаются различные аспекты франшизы — необязательно поверхностные составляющие, вроде сюжета, геймплея и графики. Надеюсь, вы подчеркнёте для себя что-то интересное. В дальнейшем планируем разбирать другие явления. Всему своё время.

Имейте в виду, что текущая статья скорее ориентирована на фанатов серии Splinter Cell, нежели, как говорится, случайных мимокрокодилов.

В двух частях мы поведаем о портировании франшизы «Splinter Cell» на мобильные платформы — чем так славилась игра на них да что из себя представляла. Первая часть затрагивает «сплинтеры»-портативки для кнопочных телефонов (JAVA), малоизвестной консоли N-gage от компании «Nokia» и смартфонов на платформе «iOS» перекрёстно с «Android». Затем мы рассмотрим игры для «GameBoy: Advance», «Nintendo DS», «Nintendo 3DS», а также SONY: «Playstation Portable», a.k.a. «PSP», на посошок.


Пожалуй, главным отличием «Splinter Cell» от других игр жанра стелс является ее многоплатформенность. Тут кто-то сейчас возразит «ты что, Хитман тоже многоплатформанный», но речь вообще пойдет не об этом, ибо Хитман или тот же MGS почти не имеют в своем арсенале одной из самых распространенных платформ (если так можно высказаться), а именно мобильных телефонов. И это, я считаю, большой-большой плюс, ибо мобильные версии порой не уступают своим компьютерным «старшим братьям». Не знаю, как вы, но лично я еще до того, как попробовал основную серию, очень часто играл на телефоне (тогда у меня еще была старенькая Nokia 6300) именно в «Splinter Cell», перепроходя каждую часть раз эдак по десять на неделе. И знаете что? Мне ни разу не надоедало, даже несмотря на прямолинейность и простоту геймплея в отличие от оригинала. Прятки в тенях, вариативность, проскальзывание мимо охраны, уровни тревоги — все это было там, и все это было офигенно. Поэтому я решил сегодня вспомнить все мобильные версии легендарной серии стелс-эшкена, а именно… Хотя обо всем по порядку.

Ремарка от Алексея Евдокимова
«Сплинтеры» на «Яве» существуют в нескольких итерациях. В каждой из которых разная прорисовка текстур в зависимости от мощности и разрешения кнопочного телефона. Вот пример другого формата.

Splinter Cell Material

Поэтому, если хотите сыграть в «Splinter Cell» на эмуляторе «Ява», учтите сей факт. Благо, все версии отличаются лишь графикой, следовательно можно изучить любую ради интереса.

  • Tom Clancy’s Splinter Cell — JAVA

Splinter Cell Material

Несмотря на то, что это самая первая часть, лично я добрался до нее в последнюю очередь. Хотя особых сожалений не было, ибо все-таки это первая часть, а значит, недочетов и глюков тут на порядок больше. Сюжет почти повторяет сюжет оригинальной игры, хотя особо он тут и не упоминается (некоторые миссии на это очень явно намекают, как например нефтяная вышка в Каспийском море, министерство обороны). Графика радует, правда слишком нелепыми иногда кажутся фигурки персонажей и самого Фишера. Наш диверсант, в отличие от своего оригинала, практически не имеет способностей — не может спускаться по верёвкам, прицельно стрелять, хватать врагов и так далее, хотя, впрочем, это тут и не нужно. Главное — смекалка и расчет, помогающий проскользнуть мимо лазеров, камер или охраны (порой, даже и собак).

Ремарка от Алексея Евдокимова

Позднее, в 2003 году, к игре вышел аддон «Splinter Cell: Extended Ops» — с более качественной прорисовкой, уж шибко напоминающей версию для «GameBoy: Advance», и 6-ю уровнями, не связанными сюжетом.

Splinter Cell Material

  • Tom Clancy’s Splinter Cell Pandora Tomorrow — JAVA

Splinter Cell Material

Эта игра на JAVA, и в это вообще не верится, по крайней мере, мне. Но восемь потрясающих миссий говорят сами за себя. Нам снова предстоит карабкаться по стенам, красться в тени и преодолевать хитроумные ловушки, распутывая очередной вселенский заговор. Делать это теперь будет чуточку проще и намного интереснее, ведь наш диверсант после первой части игры успел обучиться новым способностям. Прежде всего, разработчики добавили плавное прицеливание, что позволяет стрелять со снайперской точностью. Кроме того, наконец-то Фишер оправдал свою фамилию и научился плавать.

На мой взгляд, огромным плюсом стало намного большее внимание к игре света и теней. Теперь можно не только прятаться в темных местах, но и перетаскивать туда трупы незадачливых жертв. А иногда придется и зверствовать, забирая их глаза для сканеров сетчатки на дверях (шутка, конечно. Все же помнят, как ретинальные сканеры в ПК-версиях работали?). Но главное, что несмотря на линейность миссий, выбор методов всегда остается за вами. Хотите — играйте в прятки с охраной, прокрадываясь у них за спиной, или возьмите одного из них в заложники. А хотите — просто идите вперед с пистолетом наперевес, а-ля Джон Мэтрикс из «Коммандо». Но учтите, что Фишер — не отряд «Радуга», и для «окончания карьеры» достаточно всего трёх попаданий.

Но дело не только в увеличении числа миссий, они стали ещё и заметно насыщеннее благодаря некоторым интересным решениям. Как вам брошенное на мину тело охранника или использование его в качестве живого щита перед пулемётным гнездом? Уровни абсолютно уникальны не только из-за стиля их прохождения. Каждый раз нас ждут новые детально прорисованные локации, будь то джунгли Индонезии, коридоры подлодки или секретная лаборатория. Разработчики ещё раз показали, какой должна быть «настоящая мобильная картинка», поэтому настоятельно рекомендую играть на телефонах с большим экраном — разница в качестве довольно ощутимая.

Также выходила 3D версия «Пандоры», что для тогдашних телефонов уже было прогрессом. Угловатость и дерганья персонажей никто не отменял, однако играть трехмерным персонажем, при захвате противника, у которого меняется камера, было куда веселее.

Splinter Cell Material

  • Tom Clancy’s Splinter Cell: Chaos Theory — JAVA

Splinter Cell Material

Сэм Фишер продолжает свою угрюмую и опасную работу на экранах мобильных телефонов, однако на этот раз, как и в случае с оригиналом, все куда серьёзнее. По сравнению с предыдущей игрой игра стала мрачнее — тёмные леса, тропические ливни и охраняемые секретные базы — всё это будет нас сопровождать на протяжении 9 отличных миссий и все это на лишь руку Сэму. Теперь это не просто аркада или перестрелка, это стопроцентный стелс, лучше чем тот, что был в «Пандоре», и в котором вы решаете, как дальше поступать, каким образом лучше пройти данную преграду к успешному прохождению миссии. Как всегда, за вами будет выбор — тупо перестрелять всю охрану на территории запретного кордона или прошмыгнуть туда незамеченным, что конечно приветствуется игрой, причем делать это стало гораздо интереснее.

В игре нет такого увеселительного процесса а-ля Рэмбо, однако тут это особо и не нужно, ибо Фишер — не супер, хоть и герой. Даже при одной поднятой тревоге сбегается охрана, от которой очень сложно, а то и невозможно спрятаться. Однако, в некоторых моментах Сэму давали возможность «пошуметь», используя гранаты (убрать группу врагов, мимо которых никак не пробраться или надоедливую турель, преграждающую путь). Сэм всё также десантируется прямиком на базу к вражинам, забравшись на обзорную вышку и спустившись с нее по тросу — прямо в самое сердце базы. Всё по-взрослому. Управление интуитивное и нисколько не напрягает. Ловушки, вроде всюду разбросанных мин, лазеров и автоматических станковых пулеметов, только разнообразят процесс. А ещё была своя фишка — в двух миссиях давали в управление дрон, примерно как трикоптер, да и действия с ним проводились те же — дистанционно что-то сделать. Правда, если враг его замечал и уничтожал, приходилось переждать тревогу, чтоб следующий не стал лёгкой мишенью. Ну и главное — как и в «Пандоре», тут присутствует своеобразная статистика. Мелочь, а приятно.

  • Tom Clancy’s Splinter Сell: Chaos Theory — N-gage/N-gageQD

Выходила «Теория» также и на Nokia N-Gage — первый телефон-консоль. И то, что за «теория» была в ней, просто словами не передать. Да, угловатость и подвисания никто не отменит; да, управление глючит и не слишком удобное. Однако то, что это была за версия, я не иначе, как шедевром назвать не могу. За угловатой графикой и кривоватыми персонажами скрывалась настоящая «Теория», которая почти один-в-один копирует оригинал — карты, персонажи, история, оружие, диалоги, даже индикатор света почти тот же самый. Но это копирование играет только на руку. В некоторых миссиях Сэму запрещено убивать вообще, что, впрочем, хорошо. Необходимо бесшумно, в тени, пробраться на базу злых вурдалаков и устроить там веселье! Прятать оглушенных или убитых противников, дабы враги не нашли остывшее тельце и не устроили панику, подняв руки и бегая вокруг бездыханного противника, скачивать файлы с компьютеров, пока охрана где-то бродит, отвлечённая брошенной в ту сторону пустой бутылкой. Миссии разнообразны, интересны, захватывающие. И чем дальше — тем сложнее: тем больше камер надо уничтожить, больше противников оглушить или обойти, ещё больше адреналина вкупе со стальным расчетом. Вот это стелс, вот это в лучших традициях жанра и серии! Карты в игре очень большие. Графика уровня примерно первого Half-Lifе, что для мобильников тогда было просто невероятно.

Splinter Cell Material

Отлично прорисованные модели для своей графики, видеоролики, снятые с ПК-версии, множество роликов на движке игры, отличная озвучка и интеллект врагов. Камеру можно крутить вокруг главного героя на все 360′, ничего не скрывая от вас. Дизайн и атмосфера игры на высшем уровне. Порой забываешь, что держишь в руках телефон, а не играешь в полноценную «Теорию». Ещё одна фишка игры — наличие мультиплеера — максимум 4 человека по «Bluetooth». Веселуха.

Splinter Cell Material

  • Tom Clancy’s Splinter Cell: Double Agent — JAVA

Splinter Cell Material

Пожалуй, после «Теории» на старые мобильники это одна из самых лучших частей мобильной серии. Тут есть то, чего в других нет, а именно — тут более-менее раскрыт сюжет. Это далеко, конечно, не та история, которая была на ПК и PS2, ибо тут не будет моральных дилемм о «смерти единиц и спасении миллионов», однако тут нам схожим образом приходится играть за двойного агента. Разнообразие миссий очень радует: тут нам и побег из тюрьмы (мы также помогаем Джейми Вашингтому сбежать, однако в отличие от оригинала, он и является главарём, так и неназванной террористической группировки), и кража ядерных чемоданчиков, и захват круизного лайнера, и диверсия на телестудии. Разносторонность, да и только.

С одной стороны игра почти растеряла тот стелс, который был на протяжении всей серии, однако разбавила его неплохим количеством экшена, вариативности и хорошим таким арсеналом — начиная от обычного пистолета с глушителем и заканчивая «Тазером», которым так удобно отправлять охрану спать. Бывают и экшен-моменты с резким переходом на стелс (как например, убегая от бомбы, Сэм цепляется за трос, но тот внезапно рвется и Фишер, пролетев вниз, удерживаясь, висит прямо над головой у противника). Нам даже дадут поуправлять вертолётом, поплавать под водой и пострелять из гарпуна, дадут сразиться с акулой (комментарии Сэма в конце миссии в стиле: «надеюсь, ты любишь суши из акулы», мне до сих пор доставляет) и даже, как в любом голливудском боевике, пристрелить во время погони в конце игры главного злодюкана из гарпуна. В общем не соскучишься. А ещё в игру наконец-то ввели сплит-джамп (шпагат в узком проёме), с помощью которого можно прятаться от охраны под высоким потолком. Мелочь, а приятно.

  • Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction — JAVA

Splinter Cell Material

В линейке JAVA-игр серии эта, пожалуй, самая последняя вышедшая, насколько я знаю. И, собственно говоря, я, как человек начинавший именно с «Конвикшена», эту игру долго искал и ещё дольше не мог скачать нормальную версию (в итоге пришлось играть в испанскую, ибо английская жутко глючила). И, скажу честно, игра вызвала двоякое впечатление. С одной стороны это всё же «Splinter Сell» — Сэм Фишер и его история. С другой — тот бред, который творится в игре по-другому, как хренью назвать нельзя. Да, тут есть фишки старых игр и самой Конвы — прятки, драки, гаджеты, пистолет с глушителем (хотя в иконке он такой и есть, но звук как будто бы без глушителя), даже разбитое зеркало в качестве камеры-змейки пристроили и прочее. Помимо всего прочего, тот несоразмерный экшен, творящийся на экранчике, заставляет задаться вопросом, каким местом думали разработчики, когда создавали ЭТО, под маркой «Splinter Cell»? Фишер порой вытворяет такие кульбиты, от которых бы оригинальный Сэм сломал бы шею. Уровень бреда там зашкаливает настолько, что хоть свет туши (Люций Гельярд у нас из злого бизнесмена стал добрым ученым, а финальный босс — САМОЛЕТ (!!!), управляемый Ридом, который летает, палит, а Фишер методично расстреливает его из гранатомета). Но, тем не менее, игру стоит пройти хотя бы ради этого самого экшена (с лёгкой пародией на стелс).

  • Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction — Android

Трейлер к релизу игры.

Лично на мой скромный взгляд, вот это — одна из лучших игр серии для телефонов. Конечно, в отличие от «джАва» версии уровень экшена не понизился, однако тут все куда серьёзнее: серьёзная история, серьёзный геймплей, серьёзный Сэм. Экшен экшеном, но стелс тут так же присутствует в хорошей мере — прятки в тенях, укрывание за ящиками, пистолет с глушителем, (!!!) не орет на всю округу выстрелом, как и положено ему быть. Плюс игра унаследовала все фишки «старшего брата» — систему «Mark and Execute», последнюю известную позицию, систему укрытий, ближний бой — все это настолько красиво смотрится, что просто не верится, что играешь на телефоне, а не на какой-нибудь приставке (хотя, откуда мне знать, я на консолях-то никогда не играл). В общем, игра действительно продолжает жанр, в полной мере раскрывая свой потенциал. Хотя управление порой бесит, и чудом сдерживаешься, чтобы не разбить телефон о стенку. Но в общем, советую сыграть — сами все поймете.

Ремарка от Алексея Евдокимова

На «смартфоновскую» итерацию «Splinter Cell: Conviction» я написал целую статью на сайте. За всеми деталями обратитесь к ней.

  • Splinter Cell: Blacklist — Spider-Bot

Концепция игры отталкивается от паука-робота из трейлера Blacklist на Е3 2012 года.

Думаю, если разрабы хотели придумать что-то убожеское, то у них это получилось в полной мере. Все же помнят робота-паука из трейлера «Блэклиста» на Е3? Так вот после выхода игры стало доступно приложение для Андроида с эпичным названием «Splinter Cell Blacklist: Spider-Bot». Хотя оно и носит название серии, к самой серии оно имеет не больше отношения, чем «Эволюция Борна» к Джейсону Борну. Суть состоит в том, чтобы, управляя этим самым роботом-пауком, собирать в лабиринте какие-то шарики и при этом укрываться от дронов из оригинальной игры. Логично, да ничего не скажешь. Короче, аркада да и только, которую можно смело с «Hitman: GO» сравнивать. И вообще, если есть вам во что поиграть, оставьте это на потом.

Ремарка от Алексея Евдокимова
Грубо говоря, это приложение — ленивый придаток для базовой игры (Splinter Cell: Blacklist). Её основная цель в заработке мультиплеерной валюты, без того быстро скапливающийся, и разблокировании нескольких элементов снаряжения. Это совершенно непримечательный стелс-экшен с тремя режимами: «штурм», «испытания» и «призрак». В первом спайдерботу прикрепляют пушки. Вы, как в обычном топ-даун-шутере, уничтожаете вражеских роботов. «Испытания» типичные уровни для мобильной игры — скоротечный набор преград на время. Более-менее увлекают 48 стелс-уровней, целью которых является ликвидация учёного. Попутно спайдербот оснащён активацией автоматов с кофе — для отвлечения. Кроме того, можно срезать путь через вентеляцию или замаскировать себя камуфляжем-невидимкой. Все 48 этапов проходятся на золото при условии полной скрытности и отсутствия выданного послабления. Я прошёл на идеально, что было зря. Не тратьте время.

Впрочем, «Юбики» наши — не «юбики» без своих закидонов. Приложение глючит до сих пор почти у всех. Тех, кто получил от него снаряжение, можно внести в красную книгу.

Общие итоги
Вот, за что стоит любить SC, так это за многоплатформенность. Конечно, не все игры отличаются качеством картинки, сюжета или геймплея, но всё равно их стоит пройти. Если не из уважения к серии, то хотя бы ради интереса. Впрочем, выводы, как всегда, остаются за вами…

Автор публикации
Всего статей: 12
О себе пока не рассказал.

Оцените публикацию

10 0

Оставьте свой комментарий:




🔏 Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты. Мы пришлём вам письмо для восстановления пароля.