Каратель — один из самых противоречивых, но в то же время и культовых антигероев, пришедших из комиксов. Долгое время, не смотря на свой статус, он оставался только на рисованных страницах, в то время, как с экранизациями ему крайне не везёт и по сей день. Рассмотрим же неоднозначный, но также и лучший фильм о нём из всех имеющихся.
Судья, свидетель и палач в одном флаконе
Комиксы с давних пор были, есть и будут довольно значимой частью массовой культуры, которая привлекает на сегодняшний день уже не миллионы, а десятки миллионов человек по всему миру. Есть всё же свой шарм и обаяние в этих рисованных новеллах, спорить не стану. Да что там, я также люблю комиксы, как и все остальные, может, чуточку больше, может, наоборот, поменьше. Что есть исторический факт, так это то, что на поприще создания комиксов есть всего два мастодонта: собственно, Marvel и DC. Споры и потасовки между фанатами обеих компаний идут уже очень и очень давно, и хотя я прекрасно понимаю, отчего сия позиционная война ведётся до сих пор, моя хата, как говорится, с краю, хотя я лично больше приверженец Марвеловской вселенной. И, тем не менее, среди всего того, не побрезгую данным словом, сброда фриков в разноцветных трико, которые все как один, словно за спасительную соломинку, держатся за свои моральные принципы типа «не убий» и прочую ересь, есть всего лишь один-единственный персонаж, который, по моему личному, никому никуда не сдавшемуся, мнению заслуживает внимания. Имя этому герою Фрэнк Кастл, или же, как он более известен, Каратель. Стоит сразу отметить, что популярность сего героя обусловлена тем, что он не только один из самых знаковых персонажей в пределах вселенной Марвел, но и один из самых эпичных и крутейших антигероев, придуманных когда-либо вообще. Своей славе он обязан как раз нестандартному подходу авторов при своём создании. Они, руководствуясь желанием создать сурового и мрачного антигероя, отличного от стандартного образа супергероя, породили то, что потом дополнялось и совершенствовалось другими авторами, и, в конце концов, вылилось в того персонажа, которого все знают и любят и по сей день уже без малого почти 30 с лишним лет. Они породили одного из самых отмороженных, свирепых, невероятно жестоких, грамотных, суровых, хитровыдуманных и хладнокровных антигероев на свете, чьи методы и принципы завораживают и заставляют восхищаться, чья философия войны откладывает свой отпечаток на разуме. Они создали серьезного, сурового, без ненужного пафоса и лощёных суперспособностей мужика, которому веришь и сопереживаешь. Они создали того, с кем хочется себя ассоциировать безо всяких сомнений. Само собой, одними только комиксами популярность персонажа не обошлась: были попытки перенести его и в игровое пространство, и на большие экраны, но, по правде говоря, из того и другого вышло более-менее годным лишь по одному экземпляру. Попытка экранизации номер один состоялась в 89-м году, главная роль досталась почти что королю боевиков старой закалки – Дольфу Лундгрену, но на деле же в фильме от Карателя было только имя и прозвище главного героя, род занятий оного. В остальном это был просто крепкий и добротный боевик, который смотрелся вполне на ура, но фанаты, разумеется, всё это дело забраковали. Вторая попытка состоялась уже в 2004-м, когда после оглушительного ранее спуска Карателя к полному дну вышел знаменитый третий, реабилитировавший по полной героя том за авторством небезызвестного Гарта Энниса. Главная роль на этот раз досталась Томасу Джейну, который, если так посмотреть, вполне справился со своей ролью, даже тренировался с «Морскими Котиками», дабы набрать нужную форму и обучиться обращаться с оружием. Только вот де факто второе пришествие Карателя на большой экран оказалось не намного лучше первого, а в чем-то даже хуже. Это было скучное, затянутое, чрезмерно пафосное и тупое кино с элементами комикса, детали которого поймут только фанаты Кастла. И дело тут скорее в нехватке бюджета и времени, а также жесткой цензуре спонсоров, которой подвергся сценарий: режиссер Джонатан Хэнсли вообще планировал снять всё в духе комиксов — как раз того самого третьего тома от Гарта Энниса и Стива Диллона, но, как видно, не судьба. Сценарий пришлось переписать, от многого отказались, отчего Фрэнк в фильме 2004-го года получился натуральной размазней и нюней, а не суровым мужиком, прошедшим войну и настоящий ад. За сим картина, опять же, провалилась, а фанаты в очередной раз от фильма открестились (не все, конечно, но по большей части). Лично меня в том фильме порадовало лишь одно – кастомные Карательные пекали, о которых я уже когда-то давно писал статью для другого ресурса.Святая троица: Лунгдрен, Джейн и Стивенсон. По понятным причинам, Бернтала не завезли.
Кровавое правосудие и новые хлопоты на свою голову
Сюжет повествует, как нетрудно догадаться, о жестокой и непримиримой войне Карателя с преступными миром, и уже с самых первых сцен фильм показывает, что слово «жестокая» тут не просто так: на празднике, в честь дня рождения старого мафиозного дона в его особняке, пока все гости празднуют, бухают и наедаются от пуза, Кастл приходит без приглашения и устраивает свою кровавую вечеринку – красиво, эффектно, а главное, жестко выпиливая всех подряд. Одному из подчинённых старого дона, Билли Руссоти, удаётся бежать вместе со своей компашкой, однако Фрэнк, покончив со всеми внутри, натыкается у выхода на полицейского, который дает ему наводку на склад, куда Руссоти убежал. На складе Фрэнк убивает одного из приближенных Билли – Никки Донателли, который на деле оказывается агентом ФБР под прикрытием, пару-тройку его людей, а самого Билли скидывает в стекло измельчительный агрегат. Руссоти выживает, хоть и получает страшные увечья по всему телу, особенно на лице, и, лишившись своей внешности да поправив здоровье, берёт себе прозвище «Джигсо» («Jigsaw» – дословно, паззл из кусочков, что верно характеризует, на что стало похоже его лицо после операции) и решает возглавить свою криминальную империю. Фрэнк же в это время находится в депрессии из-за убийства Донателли, пытается извиниться перед его семьей за это, но жена покойного предсказуемо шлёт его далеко и надолго. Из-за того, что нарушил свои принципы, Фрэнк уже было собирается завязать с карательной деятельностью, но Микрочип – его, пожалуй, единственный друг (что в фильме, что в комиксах) убеждает его остаться и продолжить дело. И не зря: Джигсо, поднявшись на ноги, решает отомстить семье Донателли, посему единственной защитой для них теперь остаётся Кастл и его чувство вины. Сюжет на самом деле прост, как две копейки, и особыми изысками не блещет, в отличие от тех же оригинальных сюжетов из комиксов (о чём немного позже). Персонажи, почти все как один, лубочные и, в некоторой степени, даже слишком комичные. Некоторые играют на уровне стопки бревен, а порой и того хуже, хоть про основных героев такого сказать, в принципе, нельзя. Само повествование несколько рваное, пусть сюжетная линия ясна и понятна, да и с мотивацией в большинстве своём все нормально. А вот дутая драма вялой колбасы как-то особой похвалы не вызывает: в комиксах всё было передано куда глубже засчет мысленных монологов героя, его действий и принципов, что на экране передать в рамках одного фильма тупо не хватит времени. Вот и получилась так себе драма, хоть и с понятной структурой: чувство вины за убитого офицера перед его семьей и подсознательное желание защитить, потому, как свою семью он не защитил. В целом хорошо, хоть и банально, но в исполнении – так себе вышло, если честно. Стоит также отметить, что пусть и название фильма «Территория войны»/«War Zone» как бы намекает на принадлежность к одноимённой серии комиксов, в большинстве своём события (как например, первая экшен-сцена из фильма отсылает к эпизодам из первого комикса) и персонажи перекочевали из МАХ-вселенной: агент Пол Будянски, Маггинти и его банда, Питси и Инк, семейка Кристо и Тиберио Булатов (которые здесь из работорговцев стали торговцами оружием) и другие, пусть есть и более «классические» герои, вроде детектива Мартина Соупа — неудачливого копа на счету у Фрэнка, или того же Микрочипа. Вообще отсылки к событиям из комиксов были и в прошлом фильме, но там их раз-два и обчёлся. И всё же известно, что фильмы такого рода подкупают не словом, а действием. Тут уж беспокоиться точно не о чем: с экшеном в «Территории войны» всё более чем отлично. Кровавые перестрелки; брутальные мордобои; креативные и брутальные умерщвления бандитов при помощи столовых приборов, ножек стульев, палок, штырей, холодняка, огнестрела, рук, ног и прочего; разрывание гопника выстрелом из подствольника; скидывание бандита на шипастую ограду с крыши дома; горы трупов, мясо, кровь, кишки, мозги по стенам… Загляденье, что ещё для счастья надо-то? Вот, что называется «Каратель» тут сразу же Каратель, всё в духе оригинала — от и до, и вот эта кровавая брутальная жестокость – первое главное достоинство фильма. Причем экшен в фильме, на удивление, грамотный и реалистичный (по большей части, потому что момент, когда висит вверх ногами на люстре и, крутясь, отстреливается, на аутентичность не тянет): Фрэнк не стреляет от пуза, идя прогулочным шагом по открытой простреливаемой местности, а использует укрытия, тактику, элемент неожиданности, стреляет по врагам прицельно, да и вообще использует весь носимый с собой арсенал по максимуму. Ну и бронежилет тоже спасает его не раз и не два — мелочь, а приятно. Не зря ведь для этой роли Рэй Стивенсон обучался у инструкторов из Морской Пехоты обращению с оружием и тактике ведения боя. Второе главное достоинство фильма – сам герой: Рэй Стивенсон прекрасно справился со своей ролью, и лично, по моему мнению, это самый подходящий актер на эту роль из тех, что только можно было бы подобрать. Абсолютное попадание в десятку: от внешности и харизмы до возраста и суровой брутальной жестокости. Стивенсон — отличный актер, который сумел грамотно передать того самого антигероя, которого все любят и знают по комиксам. Остальной актерский каст также заслуживает внимания: Доминик Уэст отлично вжился в роль Джигсо, такой же отвратный и мерзкий, поехавший на всю башню, вызывающий отвращение и презрение персонаж. И пусть того старого доброго противостояния заклятых врагов не было (слишком мало времени и слишком мало событий в фильме проходит), грамотно показать злодея ему удалось. Джули Бенз, многим известная по сериалу «Декстер», также вполне неплохо играет роль убитой горем вдовы, которая поначалу ненавидит Кастла, но со временем понимает и прощает его, хотя, конечно, её игра оставляет желать лучшего. Дэш Майок, добротный актер второго плана — который лично мне больше нравится в роли оружейника Гейджа в «PAYDAY 2» — на удивление, лучше всех справился с каноничной ролью детектива Соупа – в его исполнении он получился таким же нелепым и неуклюжим, как и в оригинале, да и вообще похож он на него, как и Уэйн Найт на своего персонажа – ну уж очень он схож с оригинальным Микрочипом, прям один в один. Ну и Даг Хатчисон, известный всем по «Зеленой Миле», прекрасно сыграл психопата-братца Джигсо, как будто часть себя вложил. В остальном же, актерский каст хорош, но сходства, опять же, поймут по большей части только фанаты комиксов. Отдельного упоминания заслуживает музыкальное сопровождение фильма. Как бы так выразиться одним словом… Короче, оно шикарно, и всё на этом. Ну а как иначе, когда в треках фильма играет всякая крутая заводная тяжесть, вроде Rise Against, Slipknot, Ramallah, Static X, Slayer, а финальный/заглавный саундтрек от Роба Зомби – «War Zone» — это вообще нечто запредельно виртуозное. Лишь только за музыкальное оформление фильм уже обязателен к просмотру любителям бодрого рокешника.Что в итоге?
Хороший актерский каст, отличный музыкальный плейлист, добротный мясной экшен, который так мил моей маньячной душе, отличный актер на роль Карателя, правильно показанный персонаж, хорошая операторская работа. И, несмотря на все плюсы, картина провалилась в прокате с оглушительным треском. Увы и ах, но всяким мамочкам с детишками дошкольного возраста, да сладким парочкам, пришедшим на сеанс тогда, в дни премьеры, фильм категорически не понравился, как не понравился и критикам. Ругали его за всё, что можно: за невыразительный сюжет, кривые руки сценариста и оператора, деревянных актёров, чрезмерную жестокость и кровавость, дешманскую постановку и спецэффекты и прочее, и прочее, и прочее. Лично я со всем этим — кроме постановки и спецэффектов, ибо порой они и вправду выглядят ну уж слишком дёшево – не согласен чуть больше, чем полностью, особенно с пунктиком по поводу жестокости. Это, ёлки-палки, фильм о Карателе, вы — дилетанты! Фильм о жестоком суровом линчевателе, который вершит свой кровавый самосуд над всякой мразью и подонками! Он НЕ должен быть пропитан добром и дружбой, а Фрэнк априори радугой дышать не может. Это всё равно что требовать от фильма про Вторую игровую войну убрать всю кровь и историю, потому как, вот сюрприз, какой-то либерастичной мамашке с карапузом на сеансе может это не понравиться. И в итоге так и получилось. Но оставим идиотов с их идеями далеко позади, тем более, что много воды утекло уже, с 2008-го года-то. Стоит ли смотреть? Фанатам комиксов о Карателе и просто любителям крутого мясного экшена – обязательно. В остальном же – довольно средненький фильмец, максимум на один-два раза. Впрочем, я за сим откланиваюсь, ну а выводы, как всегда, остаются за вами.