Побег из Нью-Йорка/Лос-Анджелеса — Зовите меня Змей

Escape-From-New-York-Logo

Джон Карпентер знаменит в первую очередь, как основоположник жанра слэшеров, а также в целом во всем жанре ужасов. На счету сего именитого творца не одна культовая картина в разных жанрах, и тем не менее, также он известен как создатель одного из самых культовых антигероев. Рассмотрим два творения, посвященных ему.

I don’t give a f*ck about your war, or your president.
(Змей Плискин)

 Джон Карпентер — человек и пароход

Описать творчество Джона Карпентера одним емким словом крайне непросто. Основоположник жанра слэшеров, давший жизнь целой серии фильмов ужасов подобной тематики, идеями которого пользуются и по сей день, Карпентер всегда был известен как одна из ключевых фигур именно в этом направлении; культовый статус фильмов «Нечто», «Туман», а также серии «Хэллоуин» самое яркое тому подтверждение. На счету именитого режиссера и сценариста также несколько крайне удачных картин в жанре научной фантастики, антиутопии и экшен-триллеров: «Нападение на 13-й участок», «Чужие среди нас», ну и, конечно же, препарируемые сегодня два объекта, о которых ниже. Случались у маэстро слэшеров и отдельные не менее годные проекты за рамками, как, например, комедийный боевик «Большой переполох в маленьком Китае» с человеком-фонтаном экспрессии в главной роли, то бишь, Куртом Расселом.

Но, пожалуй, из всего перечисленного выше, главным достоинством Карпентера можно считать то, что все его наиболее выдающиеся, и не очень, картины, сняты с душой и по современным (да и тогдашним) меркам сделаны на коленке за еду. Мистер Карпентер всегда был проповедником, если можно так выразиться, авторского независимого кино и, начиная с первой своей работы, показал, что на одном лишь большом бюджете и звездный касте, хорошей картины не снимешь. Обладая своим незаурядным видением, что в стилистике, что в постановке, что в сценарии, что в визуальной композиции, при этом располагая минимумом ресурсов, Карпентеру всегда удавалось создать нечто свое: самобытное, несравнимое ни с чем, что, собственно, и принесло ему статус талантливого самобытного режиссера. Для чего я все это рассказываю? Все просто: дабы показать свое безмерное почтение и уважение к сей культовой персоне, притом, что ярым поклонником творчества его я не являюсь в принципе. Впрочем, речь сейчас не о сим.

Ровно за год до своего появления в культовом «Нечто» и ровно за пять лет до выхода в свет не менее культового «Большого переполоха в маленьком Китае», Курт Рассел, будучи уже тогда довольно известным актером, принял участие в еще одной картине Джона Карпентера. Известного уже на тот момент режиссера крайне заботила ситуация, происходившая в его стране, а именно – рост преступности, политические страсти на международной арене и разгар холодной войны, что и послужило толчком для создания новой кинокартины. Вдохновившись событиями Уотергейтского скандала и, судя по всему, антиутопическими идеями книг Филипа Дика, а также используя в основной сюжетной концепции опыт своего предыдущего фильма, «Нападение на 13-й участок», Карпентер создает свой собственный фильм – «Побег из Нью-Йорка». «Побег» крайне быстро получил положительные оценки, и, надо сказать, вполне заслуженно: необычный сеттинг, детально проработанный мир, шикарный герой в исполнении того же Рассела и, самое главное, отличие от большинства тогдашних боевиков, о чем ниже. Фильм заимел коммерческий успех, а также послужил началом хорошей дружбы Рассела и Карпентера, в результате которой на свет и появились отмеченные выше фильмы. Продолжение же было снято ровно через пятнадцать лет, и к слову, оказалось не менее шедевральным, чем сам оригинал. Обе картины мы и разберем сегодня одновременно.

Escape From New York

Новая жизнь многострадального «Большого яблока»

В начале семидесятых годов, ровно сверяясь с исторической справкой, накал преступности в Соединенных Штатах достиг небывалого размаха: количество как локальных бандформирований, так и разрозненных преступных элементов превысило отметку в 400 процентов; полиция и армия никоим образом не справляется с нахлынувшей волной анархии и беспредела, а у самой демократической страны во всей галактике и без того хватает проблем: на носу чуть ли не ядерный холокост в столкновении Штатов лбом с Китаем и, конечно же с империей зла – то бишь, с СССР; причем боевые действия на чужих территориях, судя по всему, ведутся, правда, до обмена ядерными плюхами дело пока что не дошло. В самой стране трудностей и без преступности хоть разгребай: на права рабочих и простых людей забили, народ страдает от диктатуры и угнетения капиталистического свинарника, который сидит на них верхом, поплевывает да в ус не дует; короче говоря, все прелести жизни в антиутопическом мире, чем общество крайне недовольно.

В сложившейся ситуации, когда США со всех сторон оказывается прижат как политически, так и экономически, причем прижат не по-детски, правительство принимает крайне отчаянный шаг: остров Манхэттен, на чью долю как раз и пришлось самое большее число криминальных элементов, отделяется от остального континента пятнадцатиметровой стеной, окружается армией полиции и превращается в тюрьму особо строгого режима, куда в течении последующих 10 лет свозится вся бандитская шваль со всех уголков страны.

Действие же фильма разворачивается через 10 лет, в 1997-м году. Над Манхэттеном, плотно уже обжитым всевозможными утырками всех мастей и со всей страны, разбивается – а точнее, усилиями террористов под лозунги о правах трудящегося класса, успешно косплеит небезызвестный полет 11-го сентября – неопознанный самолет, который, как чуть позже выясняется, принадлежал президенту. Самому главе государства удается спастись, а на помощь местная полиция, окружившая город, высылает спасательную операцию лично во главе с самим комиссаром Бобом Хоуком. Правда, крайне неудачно: президента успешно коммуниздят фрики из банды местного заправлялы по кличке Герцог, которые, путем демонстрации отпиленного у президента пальца, успешно посылают Хоука на три веселых буковки с угрозой главу государства прибить, если те не свалят. К сожалению, устроить глобальный шмон и приставить гопников к стенке по законам военного времени не получится: президент летел на мирные переговоры с русскими и китайцами, когда его борт крайне неудачно поцеловался с небоскребом, а посему он, а также особо ценная запись на кассете, что тот носит с собой в чемоданчике, нужны полиции целыми и невредимыми, причем нужны в течение ближайших 24-х часов. К счастью для копов, решение проблемы находится крайне быстро: на пожизненное заключение в Нью-Йорке привозят Змея Плискина – бывшего спецназовца, профессионального диверсанта, награжденного героя войны, а ныне особо опасного преступника.

Хоук предлагает Плискину сделку: тот, как он это умеет, скрытно проникает в Нью-Йорк, в течение 24-х часов находит президента и его кассету, выводит его из города, а за это получает полную амнистию за все преступления. Змей, разумеется, харизматичный до задницы, с первых же секунд демонстрирует свое презрительное отношение к системе и полное к ней недоверие, но пораскинув мозгами, соглашается на столь заманчивое предложение. И, к слову сказать, не зря Плискин системе-то не доверял: помимо соблазнительной возможности стать свободным человеком, суровому антигерою обманом внедряют в шею две микробомбы в качестве страховки на случай побега оного, которые сработают в течение суток, вследствие чего ему, как не трудно догадаться, наступит крайне болезненный шандец. Охренев от такого расклада событий, Змею уже не остается ничего другого, кроме как отправляться на дело.

Escape From New York

I don’t give a f*ck about your war

Картина приобрела культовый статус, к слову сказать, не просто так, ибо этому поспобствовала крайне удачная комбинация нескольких факторов.
Во-первых, довольно проработанная и четкая картина мира. В «Побеге» зрителю всю нужную информацию за первые 10-15 минут фильма выдают правильно и дозировано, по мере просмотра пополняя копилку дополнительными сведениями. Разумеется, нашлось место и просто намекам, и полунамекам, и недомолвкам, и некоторым фактам, о которых остается судить только самому зрителю: о мировой ситуации в целом, о положении дел в стране в частности, а также, например, о мнении самого Плискина обо всем этом, причем все это без уходов в километровые текста и часовые разжевывания всех аспектов. Все просто и лаконично.

Во-вторых, антиутопический сеттинг недалекого, на тот момент, будущего. Причем отнюдь не самого радужного и не самого приятного. В основу фильма, судя по всему, легло подлинное историческое положение дел в стране в тот период, и в целом, идею Карпентера можно понять: Нью-Йорк в начале 70-х и а в правду был одним из самых криминогенных городов на всей территории Штатов, посему такое радикальное решение, как превратить целый город в тюрьму особого режима, где зэки сами по себе, творят и беспределят как хотят, выглядит более чем логичным. Крайне маловероятным по понятным причинам, да, но об этом позже.

В-третьих, харизматичный по самое не могу, главный герой в исполнении Курта Рассела. Вот что-что, а показать сурового, злого, усталого от жизни, циничного донельзя героя, ему удалось на все сто процентов; в каждом взгляде единственного целого глаза героя чувствуется холодный металл, в каждой фразе присутствует оттенок злого сарказма, иронии и буквально каждая реплика сквозит настроением в стиле «да от#@&итесь вы от меня уже, а не то башку оторву!». Да и в целом, характер героя многим пришелся по душе, ибо Плискин – антигерой, и ведет его не жажда приключений и благородство, а банальный расчет и желание выжить любой ценой. И что бы там ни говорили поборники морали, такой подход нам всем куда ближе. Со своей задачей Рассел справился настолько великолепно, что я даже говорить ничего не буду; заслуженный статус Плискина как культового персонажа, сам по себе показатель.

Escape From New York

Тем не менее, есть у фильма и ряд недостатков, которые в наше время могут помешать наслаждаться сей чудесной картиной, и, увы, недостатки эти в крайней степени заметны. Самое очевидное – это сама идея превращения целого города в тюрьму. Я, конечно, понимаю, чем вдохновлялся Карпентер, и в целом это вполне имеет место быть, ибо, учитывая тогдашнюю ситуацию в стране, он предположил самый худший вариант и просто поставил на Большом Яблоке крест. Правда, даже по тем меркам это кажется крайне маловероятным: вы можете себе представить, чтобы целый город, а тем более Нью-Йорк, одну из главных туристических, экономических и просто культурно значимых столиц страны, где, к тому же, находится наиболее узнаваемый символ США – Статуя свободы – просто бы отдали каким-то утыркам, фрикам, да гопоте? Я вот тоже не могу.

Сам город также вызывает ряд вопросов. Атмосферности месту ясно не занимать: все выглядит крайне натуралистично, учитывая описываемый сеттинг – мусор, грязь, разруха, анархия и прочие ништяки тотального беспредела, правда есть одно больше «но»: то, что город полностью отдан во власть зэкам, вообще не чувствуется. Да, на улицах шастают и какие-то уроды, бомжи и прочие подозрительные личности, но вот деления на банды, группировки с подконтрольными им районами, войны за территорию и сферы влияния в этом скудном мирке, нет никакой. И складывается вообще такое ощущение, что всеми, абсолютно всеми – скинхэдами, чернокожими, латиносами, азиатами и прочими группировками, рулит один лишь Герцог, который и сам по себе на великого криминального авторитета никак не тянет. И это несколько бьет по реализму, коего в фильме и так немного.

Ну и самое главное: фильм крайне скуп на события и действия. Понятное дело почему, ибо так было и задумано режиссером, и большую часть фильма составляет не экшен, а именно некий упор в скрытное продвижение героя и исследование территории в поисках цели. И, к слову сказать, это многим пришлось по душе: боевиков, где герой в одно рыло выкашивал орды врагов и тогда было достаточно, в то время как «Побег» предлагал иной подход. Только вот в наше время этим уже никого не удивить и весь фильм смотрится крайне вяло и уныло во многих моментах.

Escape From New York

В итоге мы имеем крайне неоднозначную ситуацию: «Побег из Нью-Йорка» – это затянутое, провисающее в плане действа, полное косяков и логических дыр, кино, являющееся продуктом своего времени, со всеми присущими ему штампами, но обладающее, тем не менее, отличной, вязкой, насыщенной атмосферой, грамотно прописанным миром и мотивацией у персонажей (за исключением некоторых моментов), шедевральным музыкальным сопровождением, автором которого выступил сам Карпентер, и, конечно, крайне запоминающимся главным героем. Не удивительно, почему фильм стал культовой классикой жанра. И не удивительно, что сей, успешный во всех отношениях, проект ожидал сиквел – «Побег из Лос-Анджелеса», которого, правда, пришлось ждать аж целых пятнадцать лет.

Escape From New York

F*ck you, I’m going to Hollywood

Действие сиквела, ровно как и промежуток между фильмами, происходит через пятнадцать лет после событий первой интерлюдии приключений Змея Плискина. В 2000-м году, по версии Карпентера, в Лос-Анджелесе происходит крайне мощное землетрясение, из-за чего целый кусок страны – от Анахайма до Малибу, и в целом весь Лос-Анджелес, несознательно отпочковался от Соединенных Штатов и ушел в море. Незадолго до этого местный кандидат в президенты – опять же, безымянный, но ярый религиозный фанатик и фундаменталист, предсказал городу подобную участь, ссылаясь на какие-то там библейские пророчества. И видимо, именно эти перлы по телевидению после инцидента и позволили ему занять новый пост главы страны. Причем, пожизненно. Так проходит еще 13 лет, а на дворе уже не такой уж и далекий от нас 2013-й год. Лос-Анджелес, по примеру Нью-Йорка, становится новым островом-тюрьмой пожизненного заключения, куда и свозят всех несогласных. И про несогласных – это не ради красного словца сказано: в отличие от старого режима, диктатура в Штатах стала еще более жесткой. Теперь даже за переход дороги в неположенном месте ждет ссылка в ГУЛАГ на острове, не говоря уже о матершине, курении, пьянстве, употреблении красного мяса или свободном образе жизни до свадьбы, если вы понимаете, о чем речь. Разумеется, люд во всем мире не согласен со сложившейся обстановкой тоталитарного режима Америки, а в частности Латинская Америка, которая усилиями Кубы, Мексики и Бразилии готовит крестовый поход на Штаты, дабы отвесить самой демократической стране на свете пинка. Штаты же на это ровным счетом никак не реагируют, ибо у них есть небольшой сюрприз для всех, а именно, так называемый «Дамоклов меч» – система спутников на орбите, способные отрубить все энергоснабжение в любой точке мира направленным электромагнитным ударом. И, собственно, с помощью этой штуки Штаты намерены завоевать весь мир, да и вообще никто им не указ. Правда происходит кое-что, чего никто не ожидал: дочурку президента, с ироничными именем Утопия, охмуряет Куэрво Джонс – перуанский террорист, революционер, лидер одной из самых влиятельных группировок Лос-Анджелеса и просто очаровашка, копирующий Че Гевару. Причем охмуряет он ее настолько удачно, что девка крадет черный ящик, в котором лежит ключ от всего мира в виде пульта управление «Дамокловым мечом», а также президентский самолет, после чего успешно разбивает его к чертям собачьим в Лос-Анджелесе и присоединяется к своему возлюбленному, который и хочет устроить мировую революцию. Президент, разумеется, таким раскладов недоволен, но тут, по счастливому стечению обстоятельств, в Лос-Анджелес на ПМЖ пребывает наш старый и всеми любимый Змей Плискин, которому снова не сидится на месте. К слову, за последние пятнадцать лет, дел он наворотил в разы больше, чем перед отправкой в Нью-Йорк. И словно повторяя события минувших дней, Плискину снова предлагают свободу и амнистию по всем статьям, если тот согласится и в этот раз отправиться в самое пекло, дабы забрать так нужный всем черный ящичек с пультиком от тумблера мирового масштаба. Ну а Змей, нисколько не изменившись за прожитые годы, емко и лаконично посылает всех в одном крайне известном направлении. Но тоталитарный режим не был бы таким тоталитарным, если прогнулся под всего одним человеком и Плискина снова ставят в патовую ситуацию: он оказывается заражен смертельным вирусом «Плутоксин-7», и, разумеется, противоядие ему выдадут только после выполнения задания. И опять Змею не остается ничего, кроме как, собрав вещички, да напялив на себя крайне практичный «тактический» кожаный плащик, дермантировые штаны да кирзачи, отправиться исполнять волю власть имущих, но теперь рамки у него намного острее и на выполнение задания у него всего 10 часов.

Escape From New York

Пожалуй, это именно тот самый случай, когда можно сказать, что сиквел на голову выше оригинала. «Побег из Лос-Анджелеса», в отличие от своего предшественника, смотрится лучше и бодрее, да и чувствуется намного острее. Фильм прибавил в бюджете и размахе, обзавелся приличным количеством спецэффектов, отлично поставленных сцен, да и в целом выходит намного масштабнее. К тому же, большая часть основополагающих косяков в корне сюжета, как в первом фильме, канула в лету переработки. В частности, вопросов, почему разрушенный до основания землетрясением Город Ангелов, который уже не представляет никакой ценности для страны, стал новой тюрьмой для всех неугодных, не возникает. Из мирка фильма исчезли намеки-полунамеки, а потому картина событий крайне четкая и понятная: злое тоталитарное правительство, угнетение всех и вся, прав и свобод не существует как таковых, а жизнь единиц вообще не значит ничего. Все емко и ясно, что не может не радовать, ибо для восприятия большинства это несколько проще и разумнее. Ну и сам город – развалины, анархия, разруха, сбившиеся в стаи и банды люди – главная претензия к контингенту местной исправительной колонии на месте бывшей пляжной столицы США, также исчезла. В городе правят несколько крупных группировок со своими лидерами и порядками. Да и местный Эль Команданте – Куэрво Джонс, в отличие от Герцога из «Нью-Йорка», гораздо более похож на настоящего лидера, авторитетного главаря и харизматичную личность, который действительно может сплотить всех и вся под одним флагом во имя одной цели.

В целом, фильм обладает всеми теми же плюсами и весомыми положительными качествами, что и первая картина, однако может вполне похвастать и рядом озвученных выше преимуществ. Да, фильм все также продукт своего времени, да, реализма в нем стало еще меньше, чем раньше, и да, фильм ушел от атмосферы и идеи действа первой картины насколько это возможно.  Если «Побег из Нью-Йорка» был атмосферным, в какой-то мере неонуарно-киберпанковым антиутопическим триллером, с элементами боевика, то «Побег из Лос-Анджелеса» –это классический фантастический боевик с элементами вестерна. И смена жанра, и смена антуража, стоит сказать, пошли фильму только на пользу: фильм смотрится бодрее, интереснее, действие не провисает и в целом наблюдать за происходящим на экране в разы приятнее, пусть он и обладает, по сути, теми же косяками, что и большая часть боевиков того периода, ругать фильм не хочется в принципе. Ну и сам Плискин, который со времен первой картины не только не растерял запала, но и наоборот, его стало несколько больше. Он все также крут, суров, циничен, саркастичен, харизматичен по самое небалуй, и брутален, в чем опять-таки огромная заслуга Курта Рассела, за что ему мое безмерное уважение и почтение.

Escape From New York

Что в итоге?

Оба фильма хороши, причем каждый на свой лад. Безусловно, Карпентер великолепный режиссер, и оба «Побега» из-под его пера – без преувеличения, культовые картины, оказавшие на массовую культуру достаточное влияние. Оба фильма цепляют своей атмосферой, проработанными и прописанным миром, до жути шикарным протагонистом и великолепным и запоминающимся саундтреком. Несомненно, если «Побег из Лос-Анджелеса» и по сей день смотрится крайне бодро и интересно, то «Побег из Нью-Йорка» придется по душе далеко не всем, что не отменяет его статус как довольно-таки значимого явления для своего времени. Рассуждать  о том, какой из фильмов лучше, по моему мнению, глупо, ибо обе картины заслуживают внимания, как и сам Змей Плискин. Выбор – это уже дело субъективизма, кому что по душе. Я же за сим откланиваюсь, ну а выводы, как всегда, остаются за вами…

Проголосуйте за эту публикацию!

1 0

Оставьте свой комментарий

Адресс вашей почты не будет отображаться. Обязательные для заполнения поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности. *

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты. Мы пришлём вам письмо для восстановления пароля.