Ещё в 1986 году был издан оригинальный роман Дианы Уинн Джонс «Howl’s Moving Castle», который годы спустя послужил фундаментом для красочной работы Хаяо Миядзаки. Несмотря на изобилие цветов, в двух часах увлекательного повествования режиссёр смог вместить войну, любовь, предательство и совершенно недетские посылы для размышления.
Большую часть нашей осознанной жизни мы проводим на работе. Зарабатывая на отпуск, отдых и всякие «хотелки», смиренно пропускаем нашу жизнь сквозь мозолистые или не очень руки, чтобы получить очередную игрушку, вкусняшку – осуществить секундную прихоть. Час за часом, день за днём, года пролетают мимо нас, оставляя в памяти вспышки ярких пятен каких-то торжеств или знаменательных дат. А что, если у нас внезапно заберут нашу молодость, силы и красивое подтянутое тело? Если вдруг за секунды состариться? Что останется в наших руках? Какие секунды жизни будут стоить того, чтобы мы о них вспомнили?
Софи Хаттер – юная шляпница, трудолюбивая и кроткая девушка, живущая только своей работой. По стечению обстоятельств, благодаря случайному знакомству, она столкнулась с вышеописанной дилеммой. Неожиданная встреча с галантным и загадочным блондином в переулке и его помощь, взбудоражили спящее много лет сердце молоденькой особы, принеся в её дом беду в лице Ведьмы Пустоши. Эта крупногабаритная дама разыскивает сбежавшего от неё любовника – волшебника Хаула, механический замок которого блуждает в окрестностях города, а сам он был замечен в компании главной героини.
На первый взгляд здесь банальная ситуация – соперничество двух женщин.
Но не в этот раз – силы распределены не равномерно. Во-первых, в отличие от злой колдуньи, мисс Хаттер даже не знала, с кем её свела судьба. А, во-вторых, несмотря на трудолюбие, колдовать Софи не умеет. Секунды споров, язвительный диалог и вот уже разгневанная ведьма накладывает на бедняжку страшное проклятие. Шелковистая и подтянутая кожа лица уступает место морщинам, ровная осанка скрючивается в дугу, а звонкий, как колокольчик, голос становится похож на скрипучую телегу – колдунья забирает красоту и молодость своей соперницы.
Девушка, которая ещё не успела распробовать вкус жизни, стала дряхлой старухой, которой даже нечего вспомнить.
Упрек, что кто-то отдал молодость ради мужчины, приобретает новый смысл. Феминистки с грудью на голо и вьющимися флагами могут с чистой совестью мчаться на баррикады. Однако это не поможет вернуть несчастной её прежний вид, а жить дальше как-то необходимо. Не опуская руки и не желая мирится с сложившейся ситуацией, она отважно собирает свой туесок и отправляется на поиски антидота для своего недуга.
Софи отправляется на поиски «Антидота».
На пути ей встретятся новые друзья, непредсказуемые испытания, волнительные моменты рядом с любимым человеком и противостояние хитрости более могущественной колдуньи, чем Ведьма Пустоши.
Быть рядом – не значит, что она будет любима волшебником Хаулом. Именно чтобы узнать, ответит ли молодой человек взаимностью на чувства дряхлой старушки и какие ещё тайны окутывают обитателей Ходячего Замка, вам самим стоит найти пару часов для просмотра данной картины.
Несмотря на то, что в данной киноленте нет никаких отсылок к Азии или культуре Востока, его всё же классифицируют как аниме. Все, кто ожидает увидеть школьниц в коротенькой школьной форме, пищащих по любому поводу (и без) девчонок со смазливыми личиками или смелых и отважных воинов с катанами, будут явно разочарованы. Здесь вы не найдёте даже стандартных пейзажей с холмами и дивными храмами, посвящённых древним божествам. В экранизации романа режиссёр полностью отталкивался от культуры, архитектуры и костюмов Европы конца 19-го века. В «Замке» можно увидеть узкие улочки с каменными домиками, водяную мельницу, большой порт с крупными рыболовными судами, а в небе необычные летающие объекты.
Одно из средств передвижения в фильме.
Отличительной чертой большинства фильмов господина Миядзаки являются именно нестандартные и детализированные судна воздухоплавания, отражающие его любовь к самолётам и лётному делу в целом. Но не только механизмы, предназначенные для путешествия по небу, получили проработку и были продуманы до мельчайшего винтика – каждый предмет, складочка на костюме или конструкция кропотливо проработаны и оправдывают своё существование функциональностью. В мире, созданном Хаяо, нет случайных и ненужных вещей, а всё, что появляется на экране, будет обязательно использовано героями в ходе действий и по мере продвижения сюжета.
Кому, если не любителю аниме, можно посоветовать эту ленту?
В принципе, на территории Российской Федерации у экранизации одноимённой книги нет возрастных ограничений.
Несмотря на это, шедевр господина Миядзаки нельзя назвать исключительно детским. Благодаря сказочности сценария и яркой подаче персонажей, дети будут с открытым ртом наблюдать за приключениями всех героев мультфильма. А вот глубокий смысл и скрытое зерно произведения будет видно уже людям постарше – подросткам и взрослым продукция студии «Ghibli» не раз даст пищу для размышления.