В июне 2022-го года вышел рогалик с элементами менеджмента собственного поселения последователей — Cult of the Lamb. Игру разработала студия Massive Monster, а издала Devolver Digital. Студия ранее разработала несколько игр, которые не стали особо известны. По сути, это их первый достаточно крупный проект.
Милая резня
Cult of the Lamb имеет некую схожесть с Don’t Starve и Binding of Isaac — по стилистике, и по, в каком-то смысле, жанру. Сюжет здесь прост и не стоит во главе. Есть главные боссы, которых нужно победить и некая мотивация для этого. Для достижения своей миссии агнцу помогает так называемый Тот-кто-ждет. Он же дает особую корону культа, которая и поможет добиться результата.
Наши цели, все как на подбор
Игровой процесс Cult of the Lamb поделен на две основные составляющие: менеджмент базы и исследование случайно сгенерированных локаций. На момент написания рецензии в игре имеется четыре немного отличающихся биома, которые открываются по мере прохождения игры.
Локации бывают нескольких видов: боевая (с неё начинается и заканчивается каждый забег), локация с ресурсами, здоровьем, картами таро, оружием, прислужником и случайная. Последняя представляет собой определённое событие с условием, при выполнении которого можно получить дополнительную награду в конце следующей локации или дебафф до конца забега. В стандартном забеге можно встретить в среднем две боевые локации, одну с ресурсами и пару случайных. Каждый забег длится примерно 15 минут, иногда быстрее — всё зависит от навыков игрока.
Типичный вид тропы
Чтобы выйти на босса биома, необходимо пройти целых четыре забега, где в каждом предстоит одолеть мини босса, и только после этого откроется путь к главному.
Боевая система проста: имеется два вида оружия — ближнее и дальнее. Ближний бой — это меч, кинжал, топор, молот или когти. В основном они отличаются между собой скоростью атаки и уроном, хотя у некоторых есть отличие в дистанции атаки. У оружия имеется уровень и дополнительное качество — вампиризм, святость, смертоносность, спиритизм, истощение или неистовство. Разница в дополнительном качестве не столь заметна, поэтому в большинстве случаев выбирается то свойство, которое дает наибольшую прибавку к урону.
Расправляемся с еретиками вблизи
Дальний бой представлен в виде магии, которую дала упомянутая ранее корона. Это может быть обычный фаербол, бомбы, наносящие помимо взрывного урона периодический и заморозка врагов по области. Для использования магии требуется усердие, которое добывается с поверженных противников. По жанру схватки напоминают стандартный руби-кромсай: бьем вблизи оружием, в перерывах кастуем магию, уклоняемся от атак от врагов при необходимости – повторяем до победного.
… и издалека
Во многом исход всего забега зависит от случайности (особенно на высоком уровне сложности). Начиная с того, какое оружие ближнего и дальнего боя попадется в начале забега и заканчивая тем, какой босс попадется в конце. Не стоит забывать про сами локации и усиления (карты таро), которые будут выпадать в процессе забега. Если основное оружие не сильно сказывается на шансе прохождения, то вот про магию так не скажешь, так как есть откровенно неудобные в использовании образцы, а есть наиболее полезные, к примеру заморозка вокруг персонажа, которая действует даже на боссов.
Что там по деревушке
Управление собственным поселением — одна из ключевых фишек, про которую рассказывали разработчики во время презентаций игры. Менеджмент базы довольно прост. У игрока есть поле, которое изначально занято то выросшими деревьями, то остатками предыдущего поселения. Даже с учетом частичной занятости локации, здесь имеется достаточно места, чтобы установить первоначально доступные постройки, например храм, где происходят тайные дела последователей и тотем агнца, у которого подопечные молятся и где нам можно прокачивать уровень культа. Сразу поставить все желаемые постройки не получится, их сначала придется открыть.
Если в начале деревня — это деревья да камни…
Новые постройки открываются за особый ресурс — откровение. Чем больше последователей примем в культ, тем больше откровения будем получать. Его можно добывать в ходе прохождения троп, что на первых порах гораздо выгоднее, чем просто ждать, пока «валюта» накопится в деревне. Для строительства дополнительно потребуется золото и материалы, находимые в походах.
Есть и ресурсы, которые нужно производить из более простых. Первое время не совсем ясно, как получить более сложные материалы. По ходу всё же приходит понимание, что нужно установить специальную постройку, которая позволит производить из одного ресурса другой. Для прогрессии также предусмотрены уровни этих самых построек, что образует определенный цикл. А ещё некоторые из них, например каменоломня, лесопилка и кровать имеют запас прочности. Починить их нельзя, только построить по новой. Это, кстати, часто выводит из себя, особенно кровати, так как без них жители быстрее становятся недовольными к ягненку и культу в целом.
… то в в конце придется подумать, куда новые постройки ставить
За последователями необходимо ухаживать — они могут заболеть, проголодался и умереть. Что ещё хуже — они могут словить недоверие к нашему делу и, в частности, к главному ягненку. Чтобы последователь не заболел, необходимо следить за чистотой поселения, построить туалет (без него последователи справляют нужду в кустах), и убедиться, что еда, которой жители питаются, всегда свежая и качественная.
Пропитание можно выращивать в поселении, либо же вылавливать, выполняя простую мини-игру. Еда выращивается на заранее построенных участках, а вот семена для посева нужно находить в походах или покупать у торговца.
В Cult of the Lamb, помимо рыбалки, есть еще одна занятная мини-игра — кости. По большей части в ней нет ничего сложного — составляй комбинации на своем поле и не позволяй сопернику делать то же самое, уничтожая его блоки.
Вот такое поле можно сделать, но вам ничего не помешает превратить всю деревню в одно большое поле!
Умирает последователь в трех случаях: болезнь, возраст или жертвоприношение. А из-за недостатка веры у некоторых из них может проявиться инакомыслие. Повысить веру можно разными способами: проводить обряды в храме, выполнять просьбы подопечных и просто быть хорошим и чутким по отношению к ним. Инакомыслящих жителей нужно желательно сразу заключать под стражу, иначе после того, как они окончательно потеряют веру, они уйдут, прихватив с собой некоторое количество ресурсов. Отмечу, что под конец игры появится возможность кормить таких жителей специальной едой, которая сразу восполняет веру, нивелируя тем самым всю механику с инакомыслием.
Как же культ без тайных обрядов? Правильно — никак!
К концу прохождения поселение будет настолько автономным, что вам останется только готовить еду и приносить семена — все остальное верные последователи сделают за вас. По факту это ставит точку на всей механике в целом, ограничивая игровой процесс забегами без какой-либо на то цели.
Вердикт
Cult of the Lamb в целом производит положительное впечатление. Особенно выделяется механика управления культом, которая пришлась к месту. При этом игре очень не хватает большего углубления и расширения в отдельных аспектах, что выливается в откровенно слабый эндгейм и низкую реиграбельность.
Заключение
Вполне удачная реализация игрового процесса рогалика с менеджментом базы довольно быстро истощает себя, не предложив желаемой глубины.