Kingdom Come: Deliverence вылез из-под покрывала «Кикстартера» громко и манерно. Имя сценариста легендарной «Mafia» в числе авторов и грёзы о самой реалистичной средневековой РПГ побуждали каждую ударную душевной стези болеть за успех новой задумки ветеранов своей сферы. Вне всяких диспутов они преуспели, споткнувшись у порога. Фэнтезийные ролевые игры в сеттинге средневековья, искажающие реальность, как им заблагорассудится, уже порядком наполнили пресыщенность любого игрока до отвала. Фабула данных творений максимально завлекающая, кто сможет отказаться завернуться в паутину эпических баталий, под величественную музыку испепеляя врагов на драконе, примерить на себя роль разношёрстных представителей рас и проникнуться их комплексно сочинённым миром, утолить любопытство под грузом подковёрных интриг в антураже королевской роскоши, дабы над ними в финале за милую душу провозгласить свою власть в лучезарных доспехах. Взять тот же культ «Ведьмака», ради которого нынче крутится наша матушка Земля. Но меж тем эти игры взошли на умы с вольномыслием: легкодоступные красавицы, невозбранные стихийные атаки по щелчку мышки, герои-швейцарские ножи и, упаси вашу религию, геи-волшебники из толерантного игростроя почти выудили из нас цельное представление об устоях феодальных вотчин: за что пал Рим, какие причуды принёс культурный и военный переворот, ошибки прошлого, коих мы могли бы избежать, мудрости, которых впору там снискать, личности, чей образ будет вдохновлять и наконец — самое заветное для искушённого игрока — искусная система фехтования, такая, какую бы не преломили набившую оскомину игровые условности: подстать живучим оппонентам из «ММО» бок о бок с нагруженными комбо-приёмами «слэшера».
«Релизный трейлер Kingdom Come: Deliverance — In Nomine Patris (Во имя Отца)».
Такое положение тенденций не улеглось в смену пана геймдизайнера Даниэля Вавра. Если для кого-то из «японизированной» аудитории бог Хидео Кодзима, ЦРУ’шники и американские патриоты поклоняются клюквенному, равно как дотошному, Тому Клэнси, оголтелые любители графики в видеоиграх — «Крайзису», то, что насчёт автора сей рецензии — он склоняется к последнему оплоту, вернее игровой индустрии в целом. Окрестить чешского разработчика гением или богом было бы чересчур. Однако лишь один его дебют на посту сценариста монументальной «Mafia: The City of Lost Heaven» скажет всё сам за себя любому бывалому рыцарю близорукости. То была игра, где хотелось — впрочем, потому что приходилось — соблюдать правила дорожного движения, неспешно прогуливаться по полупустым улицам аналога Чикаго, смакуя фееричную атмосферу во всех мелких деталях — от запредельного новаторства, благодаря которому шины у машин спускались, до нигде больше неслыханного цыганского джаза, придавшего уникального шарма духу сухого закона в игре -впоследствии первая «Мафия» оседает в памяти неподъёмным грузом: её было не жалко перепроходить полтора суток ради одного из самых увлекающих нарративов с ворохом по-настоящему проработанных диалогов. Столь удачное произведение устоялось за счёт мастерски срежиссированных катсцен, знакового финала, каких ещё надо искать не только среди видеоигр, округлив все эти компоненты действительно достойным протагонистом. После такого кто как не Вавра взялся опрокинуть вышеназванный гротескный винегрет. У вас явно назрел резонный вопрос: зачем нужно столь затянутое лирическое отступление? Такое нагромождённое вступление необходимо, потому что даёт полное представление о во многом спорном «Kingdom Come». Многие узнаваемые элементы «Mafia: The City of Lost Heaven» прослеживаются в объекте рецензии, главный из них — реализм коррелирующий с погружением в виртуальный мир. Наш клиент как раз такого поля ягода. Kingdom Come: Deliverance схожим образом скрупулёзно отображает своё место действия. Это снова знакомый город «Потерянного Рая», вот только гангстерскую драму подвинуло правдоподобное Средневековье, а на чаше весов, к сожалению некоторых, аутентичность вкупе с проработанным игровым процессом перевесили насыщенную нарративную часть и прекрасный сюжет. Kingdom Come: Deliverance — это средневековая «мафия», которая не захотела быть совершенной. Склоним же голову пред мощами святых на эфесе меча в знак доброй воли и начнём своё странствие по старой-новой Богемии.«Историческая точность игры даёт о себе знать уже по обложке. Ещё в VIII веке появился обычай прикладываться губами к рукояти меча — там, где встроены мощи святых. Показательный пример того, когда маркетинговый пафос имеет смысл».
Нет дыма без огня
Начнём сказ с краткого экскурса в историю. Игра берёт своё начало на рассвете XV века — в 1403 году, аккурат перед Гуситскими войнами. Время действия Kingdom Come: Deliverence подобрано с заделом на сиквел, что финал сюжета подтвердит, впрочем, об этом позже. Этот хронологический промежуток являет собой тонкий исторический перекресток, когда в ближайшие десятилетия эпоху Средневековья встретит почти заключительный технологический скачок: кольчуги готовы вытесниться на сплошные латы; некогда распространенная серия шлемов «салад» — стальные каски с тонкой линией, на наш лад средневековый шлем робокопа — уже исчезла как предмет, сменившись на более упрощённые аналоги; защитное обмундирование станет разнообразнее: постепенно на место старых шлемов пришли бацинеты, лучше всего приспособленные для защиты головы. Ввиду желания рыцарей получше защитить плечи и шею от этого типа шлема образовался подвид «бундхугель» — «собачья морда», так как забрало имело форму носа пса. Ещё через несколько лет следующий скачок — круглый «бикок» с забралом-дверцей, от которого стрелы отскакивают; а к середине тысячелетия подоспеют «готические доспехи» с острыми формами. Увы, совсем немного прототипов некоторых указанных образцов имеются в Kingdom Come: Deliverence. Рамки временного периода расположились на менее подходящем промежутке в менее подходящем месте. Новейшие образцы жестяных прелестей проявят себя спустя аж 50 лет после событий игры, такое не может не удручать. Хотя игра уделяет большое значение тогдашней экипировке, красивые закрытые бацинеты, наподобие «дятловидного» «хундсгугеля» (в форме черепа собаки) и ещё одного закрытого шлема-бацинета, внешне скорее смахивающего на «лик бегемотика», мелькают реже кометы; в основном мы будем видеть непримечательные полусферические шлемы, да и об отдалённой глубинке в качестве антуража трудно сказать без зевка: узкие тропы, пусть красивые, но едва заполненные леса, похожие, как две капли воды, хибары; пара-тройка городов-крепостей граничит с обилием быстро приедающихся скриптов. Странствуя по этим землям, вы столкнётесь с бедным на разнообразие ассортиментом доспехов, как бы авторы не нивелировали это дотошным реализмом, который распределяет несколько слоёв одежды по всему телу — с головы до пяток. Посему, если вы рассчитывали блеснуть своим нарядом с иголочки и наковальни, предварительно сковав себе экстра-бронёй по последнему пику средневековой заварушки, идите за этим в другую ролевую игру. Это одна из черт приземлённости «Kingdom Come», заодно и её скромного бюджета в примерно 10 «лимонов», 5 бутербродов с полколбаски и полметра медной проволоки. Цифра для нас — простых холопов — всё равно впечатляющая, но, без оправданий в сторону авторов, скромная по меркам игровой индустрии. Поскольку жирная доля бюджета априори ушла на экспертов по фехтованию, бутафорских, и не очень, образцов клинков, аренду офиса, в конце концов, обеспечение самой команды, проект ничем кроме новаторства похвастаться не может — ни монструозными замками, ни баталиями стратегического «гигантонизма», ни страстями постельных сцен «Ведьмака» или же политических махинаций «Игр престолов». Ближе непосредственно к истории происходящей. Король Богемии — части Чешских земель — и по совместительству император Священной Римской империи Карл IV вёл бразды правления, будучи в Праге. На протяжении всей своей жизни он властвовал с выдержкой славного правителя. Для обеспечения порядка у себя на родине ввёл свод законов земского мира, дабы никто не решал конфликты силой попусту. Правитель методично отстраивал Прагу, попутно подарив жителям Богемии университет. Себя не жалел, королевство лелеял как зеницу ока. Поданные под его эгидой жили в здравии. Умер король смертью естественной, а за плоды правления был погребён с почестями в окружении более семи тысяч человек. Эту идиллию тут же нарушил законный наследник престола — Вацлав IV. Сын императора оказался разнузданным паразитом: днями напролёт кутил с женщинами вольными, даже на свою коронацию не пришёл. Неудивительно, что его брат — король Венгрии и Хорватии — Сигизмунд похитил своего родственника, возжелав оккупировать всю Богемию со своей армией. В эпицентре данного междоусобного переворота оказался протагонист Индрижих — по-простому Индро, «по-английскому» Генри — сын n’нного кузнеца. Пошатнувшейся королевство зацепило обитель главного героя. Тихая Скалица на Кутна-горе содрогается под шумом тысячи коней. По приказу очерствевшего взгляда лысого немецкого полководца ватага половцев в зловещих стальных масках начала нечестное наступление. Горящий дождь из стрел лучников нашпиговал первых бедолаг. Гул разъярённых кипчаков-кочевников приближался. Обагрённым мечом в ведущей руке, щитом из прочного материала в другой и ворохом идиоматических выражений на сухой рот зачинщики набега полным ходом открывали мародёрам задел на перспективное будущее, и лишь храбрый отец Индро защищал свой дом ретиво, укрывая собой жену. Родителей убили на глазах у неподготовленного простолюдина. Не в силах им противостоять, Индро остаётся бежать к коню под крик засевшего в замке пана Радцига Кобыли. Будь бы события в альтернативных славянских краях, Индро стал бы Волкодавом, однако здесь он просто парень с мечом от отца для их господина. Ведомый местью холоп спасается, поступает на службу к Радцигу в силу его благосклонной натуры, а нещадная эпоха закаляет его к будущей войне с обнаглевшем Сигизмундом. Спустя столько лет после релиза «Mafia: The City of Lost Heaven» время притупило перо ремесленника Вавра. Буквально в одном предложении описывается весь синопсис, в том числе его неожиданные повороты. Совершенно предсказуемая байка с клише от первой сцены, которая сверх того бьёт яичной скорлупой своим обрубленным эпилогом. Ан нет, многого хочешь, игрок, плати взнос на следующие две части трилогии, словно сейчас отнюдь не вымирают одиночные игры, не заикаясь также о потенциально скромных продажах второй части сиквела без всеобщего ажиотажа до выхода первой. Тем паче повторный «краундфандинг» не намечается снова. Риск не окупиться крайне велик. Сюжет очевидно самый хрупкий аспект игры, чего было нетрудно предугадать аж по видеороликам годичной давности. Персонажами не проникаешься по велению сердца. Заключительную сцену спокойно удаляешь из памяти. Не такого мы ждали четыре долгих года разработки! Тем не менее, ближе к финалу века Гуситские войны значительно подтолкнут военное ремесло к новому скачку посредством прототипов огнестрельного оружия. По этой причине авторам будет, что показать — интересно было бы взглянуть на такое нововведение в сиквеле. Раз уж всё так гладко на поверхности, то должно быть шатко при вовлечённом изучении — ведь обычно таков постулат подобной концепции. Важнее приключение, нежели примитивизм в корне. В принципе, это вполне применимо к заявленному реализму «Kingdom Come», а вот будете ли вы ему рады — вопрос на пару звонких вперёд.Знай своё место, деревенский дурачок
Наперекор многим ролевым играм Kingdom Come: Deliverence не имеет разделения на классы. Воин, лучник, вор? Здесь всё сразу. Вы родились в зелёном кафтане, и весь же путь проведёте c ним, наблюдая за лупоглазым, в реалиях той поры по-прежнему субтильным, немного наивным парнем. По образу и подобию других RPG, провернуть балладу о рыцаре Айвенго иль экстравагантном испанце Дон Кихоте не получится при всём желании. Вся сюжетная кампания располагается с ровностью линейки. Индро вообще не шибко интересный персонаж, он лишь горазд быть ведущей шестерёнкой для погружения в атмосферу игры: олицетворяя собой игрока — невежественного человека, вторгнувшийся в уюте в дивный недружелюбный мир Средневековья, как оно есть. Ему здесь не особо рады. Игра нередко побуждает вас ощущать себя пустым местом, руша тогдашнюю сословную иерархию ради чувства прогрессии. Из простолюдины в рыцари ваши подвиги растут с соответствующей степенью приключения. На первых порах вы выполняете список мирских поручений с ладошку. Бацинеты куются, мечи затачиваются, порядки сменяются, а пиво холодное в двадцатиградусное жару само себя не принесёт. Кстати, оно правда может остыть, если не поторопитесь. И вот время пролетело с присущей незаметностью. Вашему железному облачению готов позавидовать сам Тони Старк. Вы триумфально встаёте под кинематографичным ракурсом наравне с видными правителями в ряд. Чего только не пришлось пережить ради того симметричного кадра. На протяжении прохождения игры глаз в первую очередь цепляется за повальную правдоподобность происходящего. Вместо того, чтобы предоставлять захватывающее действо Kingdom Come: Deliverence неспешно релаксирует, предлагая почувствовать аромат цветов. Полноценные битвы тут разворачиваются ближе к концу, и то мигом меркнут ввиду боевой системы, приспособленный для атаки одного-максимум трёх человек за раз. Диалоги придерживаются сугубо реалий заданного периода истории — никакой самобытности с кивком в сторону нашей с вами современности. Как бы то ни было, в них чувствуется чернильница умелого писателя. Волей-неволей кто-то подметит для себя остроумные фразочки. Например: «…толку от тебя как от квадратного колеса повозки» или «дьявол найдёт работу пустым рукам». В силу того в разговоры очень интересно вникать. И стимулом для этого будет развитие навыка красноречия, чему будут рады любители бесед в ролевых играх. К тому же актёры озвучки справились со своей задачей на все сто, они глаголят устами героев высокобюджетного фильма. Правда, не ровен час отсутствию звуков на фоне: вы увлечённо впитываете атмосферу игры не без помощи её богатого звучания, как вдруг во время катсцены герои говорят в полной тишине, будто на запись актёров забыли наложить слои сторонних шумов в игровом мире. Рассинхронизацию голоса актёра с «липсинком» (анимацией губ оцифрованного персонажа) вооружённый глаз также не оставит без внимания. Говоря об аутентичности. В одном из заданий вы не делаете ровным счётом ничего знакового: патрулируйте улицы с таким же обыденным воином в напарниках, улаживайте обывательский вопрос между рихтаржем (представителем феодальной власти в Чехии) и нищенкой, во время перерыва, при желании игрока, проводите партейку игрой в кости, а заканчиваете доблестный патруль небольшой кулачной потасовкой. Не вдаваясь в подробности, хочется назвать «квест» вопиющей наглость со стороны разработчиков — по существу это так, но только для тех, кому заведомо неинтересен антураж. В ином случае во время этого события можно подметить массу мелких деталей тщательной отделки. Прохожие ведут беглую беседу на улицах, порой с толикой юмора. Группа людей стоит в очереди, дабы умыться в бадье — таком деревянном тазу с водой. Даже знаковые сюжетные персонажи могут перейти вам дорогу. Если вы перед релизом стали экспертом средневековой Богемии номер один, с детства проникались ныне забытыми понятиями о чести в тандеме с отвагой, ценили дух Средневековья за притягательную прозаичность эпохи, с восторгом проводили время в серии «Mount & Blade», тогда эта игра обеспечит вам перспективу просидеть несколько вечеров до изнеможения. Погружение в Kingdom Come: Deliverence глубже, чем в Марианскую впадину. Создатели не поленились на совесть проработать всё то, что другие игры предпочитают оставлять за скобками. Много ресурсов уходит на отработку неигровых персонажей. Они молятся, едят, сидят, спят, отходят куда-то. Ценой таких мелочей их будни ассимилируются в ваши часы. Приходится время от времени искать. Словом, раздражает. Такие рудиментарные для остальных разработчиков вещи, как интеракции от первого лица здесь доведены до всех подробностей: подконтрольный персонаж, нападая с тыла, перекрывает руками шейные позвонки; если опустить камеру вниз, видно такой элементарный момент, как ноги, руки — в общем всё туловище до головы; дозволено миролюбиво положить руки на стол и в таком положении начать разговор с любым персонажем, ежели настроения этим заниматься нет — раскройте книжку (чтение как раз даётся легче в сидячей позе); в варку за алхимическим столом интегрировано каждое движение руками: переворачивание песочных часов, потягивание за рычаг для усиления огня, подбор флакона. Причём герой будет дополнительное время заползать в палатку, если сено с одеялом расположено подальше. По итогу игра создаёт мощнейший эффект присутствия, что стоило дополнительных времязатрат разработчиков. Однажды по сюжету вам доведётся примерить на себя роль послушника Сазавского монастыря, дабы узнать ценные данные, тогда-то погружение в мир игры достигнет своего апогея. Миссии в Kingdom Come: Deliverence разительно выделяются витиеватостью исходов в синергии с широким спектром представленных выборов. Для примера жена пана просит вас принести компоненты для торжественной свадьбы. Все пункты списка выполняется с повальной свободой. Выведав у мастера, что купец не донёс драгоценный камень, вы по горячим следам выходите на лагерь пары разбойников. Естественно, камень у них. Что с ним делать после победы — целиком лежит на вашей испорченности: соврать и согласиться сделать дешёвую подделку, забрать себе и навариться или честно отдать госпоже. Нужное вино для пиршества оказалось в последнем экземпляре — для конкурса лучников. Зачем терять время просто так, когда есть возможность оглушить организатора и взломать сундук. В миссии-расследовании даже необязательно закончить дело до конца: достаточно узнать примерную наводку и убить виноватого, который на самом деле замешан в гораздо более запутанным деле, требующим лонгитюдного изучения. Огульное качество заданий в игре очень краеугольное. Нас уже ничем не удивишь после запредельной проработки третьего «ведьмака», где любое хоть сколько-нибудь внятное поручение оборачивалось книжный рассказом. И главное, увлекательным рассказом, представляющим на обозрение эпизод наравне с сюжетным. Квесты в «Kingdom Come» и в подмётки не годятся такому конкуренту. Причина оказалось каверзной — реализм связал руки. Вопреки максимальной вариативности для достижения цели, крайняя приземлённость антуража игры придавила всю динамику к полу. Нападения на противника нередко мелкие, сложность поручений порой недалёко ушла от обывательских, в какой-то момент происходящее станет очередной рутиной а-ля «обычный день в жизни Индро», мириады миссий безбожно затянуты. С осознанием этой тяжкой действительности даже самые прожжённые любители игры захотят привнести сюда всевозможную фэнтезийную атрибутику. Ответ кроется в непредсказуемости. Ведь в этом вся мистическая подоплёка многих фэнтезийных RPG — нас привлекает естественное любопытство, поэтому мы рассказываем сказки о домовых в помещении, рисуем тонкого человека в угрожающей чаще лесных деревьев и восторгаемся несуществующими мифическими существами. Человек всегда художник, который не принимает реальность. Мы творим, дабы гиперболизировать прекрасное, которого нам не хватает. Следовательно то, чего «Kingdom Come» отрицала, станет тем, в чём она нуждалась — ирония, скользкая же ты шалунья. При этом знаменательные эпизоды в самом деле случались. Долгое внедрение в большой лагерь бандитов предполагало много стратегического планирования. Для начала задание начиналось расследованием мрачного инцидента, потом игрок глубже вникал в суть дела, всё дальше продвигаясь по окрестностям. Само пребывание среди разбойников будет напряжённым. Аки агент 47 вы наденете одежду одного из них, пройдёте к воротам, надеясь, что выберите правильный ответ, будучи неосведомлённым о языке половца. Супостатов много, их резонно брать хитростью: выслеживать одиночек, отравить котелок ядом. Всей этой мороки можно было избежать, если бы вы всё-таки послушались своего сотника-начальника — сейчас бы рубили с задором весь лагерь, полагаясь на помощь гарнизона. Все эти трудности приведут к заклятому врагу — главарю разбойников, который отобрал меч отца и без вмешательства сторонников убил бы им вас. Месть воистину сладка. А эпизод охоты с паном Яном Птачеком показательно отобразил ваше почти рабское положение в начале пути. На мастерский лад авторы придумали занимательный контраст: вас заставляют идти пешком, как охотничьего пса, покуда господин подхватывает солнечные лучи на живописной панораме.В Kingdom Come: Deliverence встречаются незабываемые квесты. Для игравших истинно засияет утомительный, но вознаграждающий потехой квест с опохмелившимся Индро, коверкающим с подачи игрока понятия в монастыре. Этой выходке предшествовало участие протагониста в уморительной выходке пьяного священника, захотевшего предастся презираемому им же распутству на проповедях. Как Генри дойдёт до жизни такой? Мы коварно оборвём продолжение на самом интересном месте. Загвоздка в том, что эквивалентов подобному в игре не так много, как хотелось.
«Здесь трясина и мрак. Здесь волки… волки с пылающими глазами. В такие дни мне кажется, что нигде на земле нет солнца»
Вот мы поковыряли игру до самой мякотки — открытого мира, а позднее её прочих видных основополагающих аспектов. На все два полюса игроку позволено начать странствовать ещё в конце пролога. О средневековой Богемии мы слово замолвили. Она полупустая — это невозможно отрицать. Чуть меньше дюжины городов-крепостей ограждены деревянными фортификационными ограждениями, вокруг которых на мили закрутились ручьи, подобно ленточке гимнаста в воздухе. Вдоль синих линий расположились однообразные домишки из бревён в качестве ведущего материала. Отдалёнными тропами правят удачливые разбойники — всех зарежут, одни останутся. Их жертвой можете оказаться как вы, так и просто мимо проходящий дуэт сотников и купцов. Вне своего хобби лиходеи рассказывают ошеломительные истории, поедая похлёбку у себя на лагере. Они укрыты армией деревьев. Лес в Kingdom Come: Deliverence ничто не мешает абстрагировать в самостоятельный элемент игры. Удалённый взгляд на карту Богемии сопоставим с изучением глобуса, если бы на Земле превалировал зелёный на 80 %. Лесов тут больше, чем в какой бы то ни было игре. Они щедро наполняют пространство карты, как вода в затянутой рецензии. К тому же, это вне всякой полемики одно из самых красивых отображений зелёной чащи, что доведётся наблюдать в видеоигре. Непошатанные просторы природы обделены привычными удобствами цивилизации: дорога не вымощена гладким тротуаром, так что ветки заслоняют тропы. Иногда кажется, что этой местности нет предела, будто попал в реальную Тайгу. Такое изобилие масштабов сыграло злую шутку с конечным продуктом. Наполнение данных территорий — дело совсем нерадужного толка. Они скудны на разнообразие, от того их преодоление утомляет. Помимо приятных пассажей судьбы, навроде заброшенных изб, стычек враждующих отрядов, вдобавок сундуков с добром, в коих изредка содержатся крайне ценные предметы с побочным эффектом в виде нелегального маркера, проскальзывают неприметные лагери лесорубов и куда же без случайных мимокрокодилов — попутников то бишь. В лесах не рыщут фавны, сатиры, глубоким пещерам или ещё какому-нибудь чуду места не нашлось. Единственной отрадой на фоне такой внегласной разрухи будут землянки с алхимическим столом. За ним, в самопальных условиях, можно сварганить снадобья по книжкам с рецептом. Процесс даже вознаградит спасительным шнапсом, являющимся одноразовым сохранением в игре. Такое вряд ли роднит «Kingdom Come» с заявленным реализмом, но вполне допустимо в игровых рамках, а для геймплейного колорита более чем желательно.Вся фауна в лесах делится на три вида животных: кабаны, зайцы и олени. Выслеживание с последующим вскрытием животных здесь необходимо так же, как полярному медведю пуховик — еда встречается повсеместно: по домикам и замкам в бочках умещается с тряпьём, воришка тащит всю провизию напролёт, ночи прикрывают, желудок игрока поёт.Чего у Kingdom Come: Deliverence точно не отнять, так это вполне вездесущего чувства тревоги. Угрюмое Средневековье женит рыцарей на супруге с говорящим именем «опасность» и провоцирует игрока ознакомиться с подноготной по ходу дела. Идеей-фиксом пиар-кампании стал тот самый реализм. Игра оперирует им с избирательным подходом — подкладывая подножки, где уместно, и наоборот. Испугавшиеся вас слабые противники могут бежать как Форрест Гамп — вам никогда их не настигнуть, однако, будь вы хоть из кожи вон вылезший, вас догонит человек-консервная банка явно не для светской беседы. Ногу случается подворачивать с не шибко-то большой высоты. Выпивка не доводит до предела красноречия, зато доспехи в порыве пьянства не чувствуются. Впрочем, не спешите негодовать, милорд, другие признаки реализма здесь на вашу милость прокладывают помосты. Вам ведь вряд ли не захочется сэкономить время быстрым перемещением. Статуэтка игрока на карте продвинется к указанной точке по дорогам видным, вот только послабление открыто смертельным посягательствам. Тропы теснят повешенные мертвецы, разваленные повозки, за бесчисленными кронами есть даже убитый рыцарь — они безмолвно предостерегают, потому что рядом разбойники разной степени подготовки не стесняются подкараулить вас в засаде целой группой. Лиходеи сражаются яростно, словно вы признались, как они пахнут. Подчас, пусть крайне редко, серьёзные супостаты в латах возглавляют гоп-стоп. Эскалацию неприятностей свершил и сам Сигизмунд. Его кочевники тоже приходят из леса. Когда насытившиеся звериной жестокостью половец — с априорно воинственным нравом, недружелюбным языком и подкреплённый историями о пристрастии кочевников сдирать заживо кожу — замечает вас, бежит со всех ног и по полной тыкает клинком до формы сита, мурашки встают по пробуждению роты в казарме.
«В такие моменты перекрестится даже самый убеждённый атеист, особенно когда нападает предводитель с жуткой стальной личиной на шлеме».
«В «Альма-матер» я вряд ли поступлю».
Форменные латы
Властители, лорды, короли, бояре и прочие горделивые обладатели православной платформы, числимой под аббревиатурой ПК, не смогут распознать в Kingdom Come: Deliverence бриллиант для выемки в своей короне. Диспуты с пеной у рта касательно технического превосходства той или иной игровой системы остаются на мощностях остальных видеоигр с гораздо более притягательной графической оболочкой, нежели в нашем случае. «Kingdom Come» выглядит удобоваримо — это всё, что можно сказать о визуальной составляющей, не вдаваясь в сакральные подробности, кои здесь очень неприятны. Игру нисколько не затронул пресловутый «некст-ген» по понятным проблемам с бюджетом, не посетил замысловатый дизайнерский подход, наконец, чудотворец не загладил все неровные углы на глазок. Модели персонажей прорисованы отменно — от едва заметных вмятин до функционирующих в движении заклёпок на доспехах. Поскольку в демонстрациях альфа-версий игры герои казались глиноподобными, это уже внушительный результат для команды Вавра. Авторы в самом делали проделали колоссальный путь в этом отношении. В принципе, для RPG, где по меньшей почти 50 % составляют диалоги, а обязательным каркасом геймплея выступает подбор снаряжения, игра порядочно налегает на это преимущество, но не всё так гладко в королевстве Датском, вернее Чешском — не обессудьте за фразеологизм. Графика, будучи неспособной умело акцентировать внимание на отполированных модельках глубиной резкости в катсценах, срывает все покровы дерзко. Знаете, прорисовка в Kingdom Come: Deliverence — это прорисовка Шрёдингера. На одних системах всё в норме, другие машины некорректно взаимодействуют с графическим движком, выдавая на выходе необработанные текстуры с червоточиной на один сплошной «скайбокс». Будто случайно навёл камеру на ландшафт в стратегии. Однажды дальность прорисовки у автора рецензии зашла слишком далёко. Технология избавила дальних людей в Ровне от головы, которые в придачу к необработанным текстурам воссоздали жуткое видение из фильма «Брестская крепость» — авторам прям неосознанно удался хоррор. Справедливости ради такое случалось только один раз, однако интернет уже делится соответствующими «харканиями» визуализации. Окружение, в особенности земля, срочно нуждается в фундаментальной шлифовке — если, конечно, игра не вздумала тем самым отдать дань минувшему веку. Что кусты, что некоторые прочие детали делают «Kingdom Come» на 5 лет старше. Плацдармом для визуальной склейки стал модифицированный «CryEngine 3.8.6», знакомый невесть какой год по трилогии «Crysis». Что не удаётся «Warhorse», даётся «Crytek». Видимо, лишь сами немцы сподобны делать выдающиеся графику посредством своей разработки. От чего подходы двух студий наглядно поляризируют в случае с этой игрой. Kingdom Come: Deliverence не смог совладать со всем заложенным потенциалом немецкой разработки. Спустя год после бета-версии утекли задокументированные факты «даунгрейда». Чешским игроделам пришлось значительно урезать систему динамического освещения, так как изначально имплементированная технология «SVOGI» потребляла чересчур много ресурсов. Иногда игра как будто выжигает текстуры досуха, создавая вырвиглазный фильтр для оптимизации процесса. Немного проскальзывает угловатость. Внешняя сторона также, сверх всякой меры, накладывает флёр «блюра» на некоторые объекты. Даёт ли это право ставить на графике игры крест? Вовсе нет. «Голдрез», они же солнечные лучи, хочется упиваться — так восхитительно они стремятся к глазам сквозь кроны деревьев; звёздное небо красивее, чем в сказке; нетленно завораживающие панорамы природы наперекор большинству игр зияют исключительной живописностью; вода с кругами на ней совсем как настоящая. Kingdom Come: Deliverence способен выглядеть изумительно в отдельных сценах и, к радости обладателей бюджетных компьютеров, быть нетребовательным к системе, пока не столкнёшься со скачущим счётчиком «фпс»: в катсценах он падает ниже 20, в населённых пунктах творится настоящая вакханалия, хоть «отвисает» мгновенно.Выражение «хочешь рассмешить бога — расскажи ему о своих планах» исчерпывающе описывает релиз игры. Количество багов в Kingdom Come: Deliverence настолько огромно, что по нему впору ночную считалочку составлять. Игра плохо усваивает «коллизии», поэтому вы застреваете в тонких кустах. В свою очередь, это делает бои в лесу невероятно раздражающими. Вы в суматохе ищете место без ненавистной листвы, чем враги пользуются с превеликой подлостью. Индро на экране инвентаря перевоплощается в дядю Стёпочкина — такой сквозь дверные и лестничные проёмы не пройдёт. Напуганный противник у ручья готов убежать в море, невзирая на воду по пояс. Лошадь несколько секунд застревает в ограде, коли вы не смогли её на ней перепрыгнуть. При столкновении друг с другом персонажи проходят насквозь. Почему в «Swat 4» 2005 года додумались сделать соответствующую анимацию, а в игре 2018 нет?! Загрузка любого диалога бесповоротно сделала игру опосредованной пыткой. В общем, продукт бракован, с этим ничего не поделаешь. Нам — игрокам — остаётся, на патчи уповая, бренную жизнь верноподданного продолжать. Это явно не хардкорная итерация «The Elders Scrolls» по уровню проработки.
«Нет ничего глазу слаще, чем окрас тяжкой победы».
Улицы потухших факелов
Kingdom Come: Deliverence — это синкретическая ролевая игра, в ней намешано несколько ядрёных ингредиентов — шипящих при столкновении друг с другом до слияния из многообразной палитры оттенков в какой-то определённый цвет. Одним из компонентов стал вполне приемлемый стелс. Тут скрытные методы опираются на общепринятый базис любого современного «стелс-экшена»: присели — уже бесшумно крадёмся, подобрались к тылу — нейтрализуем по нажатию клавиши. По сути, перед вами упрощённый гибрид первой трилогии «Thief» и «The Elders Scrolls: Oblivion», что предлагает солидную нелинейность в прохождении. Соразмерно вору Гарретту, можно обхаживать чей-то карман, играя в мини-игру. Даже такая неприметная деталь сделана со вкусом — удерживаете клавишу кражи, затем играете в рекурсию — быстро перемещаете круг в большем круге, дабы открыть нужную иконку с произвольно выпадающим предметом и как можно скорее перемещаете виртуальный ключ к двери. Любой облюбованный дом можно ограбить. Суровое время приучило граждан поголовно прятать всё добро в запертых сундуках. Тут в дело вступает кредо медвежатника. С хотя бы одной отмычкой в кармане рискните попытать удачу с замком. Посредством ещё одной игры в игре на экране появляется диаграмма запертого механизма — ко всему процессу очень трудно привыкнуть, но это того стоит: последующие взломы пройдут с удовольствием и как по маслу. Воровать дозволено невозбранно, словно фанатичный клептоман. Это действенный способ заработать, да заодно обойти трудности при наличии тактического мышления. Реализм «Kingdom Come» подыгрывает стелсу в унисон, тем самым становясь главнейшей прелестью геймплея игры. Это в других RPG вы будете кровью и потом копить на золотые коронки, а в лихой Богемии все средства хороши. То, что надёто на людях, априорно станет содержимым их инвентаря, а их инвентарь, в свою очередь, может пополнить ваш — вот по дороге снова подвернулся благородный рыцарь, а серебряный «шлем бегемотика» на вашей голове однозначно будет сидеть лучше, тряпьё тоже не помешало бы заменить на его клёпанную кожанку. Важно усвоить одну приятную истину об игре — местная RPG-система не предполагает универсальных предметов. Конечно, то оружие, то броня обладают сводом показателей, однако это не играет сильной роли под определённым углом. Игрок становится талантлив в том, чем занимается на протяжении длительного времени, посему «скилл» вам в извилины и вперёд — душить столько человек, чтоб поддался враг в серьёзном облачении. Навыки лазутчика обретают себя в натуральной среде, когда странствия снова заводят в лес. Кровожадные следопыты занимаются охотой — охотой на людей. Стычки с «окульчёванными» до зубов половцами, вдобавок не лишь ими одними, имеют свойство оканчиваться не в пользу одинокого игрока. Гораздо увлекательнее ждать приближения ночи, нападать на одиночек, тайно подсыпать яду, покуда лиходеи спят, а ещё лучше душить их во сне. Kingdom Come: Deliverence сияет сквозь тучи, случись в нём столь киношный момент. Подпольный хит-парад Богемии возглавили три мельника. Наплевательское отношение феодалов к бедственному положению поданных их заставило задуматься, неурожай вовсе побудил всё взять в свои руки. Эта троица даёт вам соответствующие чёрные делишки, попутно служа ломбардом для купли-продажи краденных предметов. И вот тут мы подобрались к фатальной проблеме игры — системе репутации. В чешских краях молва грядёт о ваших подвигах поминутно. Пребывание на частной территории подсвечивается игрой, равно как и на совсем запретной. Незаконные действия не одобряются. Стража патрулирует, на вас нередко око кладёт. Уголь жаровни таков: чёрные делишки определяются неким показателем «не пойман ли вор». Он крайне падок на какой угодно просчёт, что доходит до абсурда. Можно обчистить всю деревню в полной тишине, ходить исключительно вприсядку, в завершение потушить свет, но всё равно игре что-то однажды не понравится. Значок штрафа начнёт злостно напоминать вам о промахе — окружающие теперь недолюбливают, а стража уже зуб точит. Каким-то образом всё становится только хуже: гласность о преступлениях заходит в другую часть карты. Украденная лошадь по умолчанию является краденной, где бы она не находилась. «Позаимствованные» предметы окрашиваются невидимой аурой. Ну Средневековье — ясное дело. Везде голуби видеонаблюдения, в ворота встроены металлодетекторы, все вещи имеют QR-коды и идентификационные данные, ах да: ещё на лошади крайне важно менять номера, они-то и выдают вас на горячем. Специальный отряд оперуполномоченных сотников будет всю игру нападать на игрока, пока штрафами не обберёт. Такой кармы самому «Фоллауту» не снилось!«Ад — это другие», а «другие» из чужой земли значит «ад вдвойне»
У нас нет времени для игр, мы должны воевать! Спустя долгие годы стагнации маленький стеллаж виртуальных потех с первоклассным фехтованием пополнила ещё одна. Наконец-то! Какие видеоигры с добротным боем на мечах нам известны? Трилогия «Star Wars: Jedi Knight», с натяжкой дилогия «Mount & Blade» в охапку со всеми дополнениями, до сих пор ещё спелый «For Honor» — столько же, сколько пальцев на руке. Наши приключения хардкорного Генри с почётом занимают пока не утонувшее в пыли пространство рядом с диском игры от «Юбисофт». Донельзя самодостаточная боевая система Kingdom Come: Deliverence продолжительный период разработки аккумулировала старания талантливого контингента разработчиков. Опытные мастера фехтования облепливались датчиками, как пиявками, дабы их движения записывались днями напролёт, покуда аниматоры всё срисовывали на компьютере. Получившийся результат явил незыблемый игровой опыт. Да, фехтование в «Kingdom Come» после выхода «For Honor» концептуально не ново. Обе игры адаптировали сложный для рамок видеоигр процесс с помощью стрелочек-направлений на тушке оппонента. Только «For Honor» мультиплеерный и менее комплексный — ориентирован на быстротечность сетевых баталий, посему стрелочки лишь 3, а «Kingdom Come» супротив сделал ставку на реализм вкупе с высоким порогом вхождения. Секторов для ударов аж 5, плюс центр для атаки в солнечное сплетение. Махаться мечом просто, как дважды два, потому что виды атак составляют половину от сложенного числа — рубящий взмах и укол. Поначалу боевая система «плохо перевариваема». Ничего не понятно, хочется очертя голову махать во все направления, словно сумасброд. Вопреки тому, пыл остывает, опыт растёт, азы неспешно постигаются. Вы обучаетесь мастерству здесь методом проб и ошибок — аналогично реальности. И не раскрывать себя насквозь во всех значениях фразы здесь жизненно важно. Прямо пропорционально движению мыши или стика геймпада, Индро принимает стойку для удара, следовательно от первого лица направляет меч в фиксированном положении. У всех оппонентов в игре семь пядей во лбу. Они обязательно обратят внимание, как вы замахиваетесь. Гибкость электронного интеллекта сделала схватки в «Kingdom Come» насыщенными, можно сказать, бездонными: полёт мысли протекает под градом ударов по щиту, вас постоянно испытывают на прочность, призывая давить на непредсказуемость. Динамика сопровождается выверенной системой блокирования в прочном союзе с датчиком энергии: она тратится на блок обильно, вынуждая вас дотошно просчитывать действия наперёд. Посему игрока истязает в бою основополагающая дилемма, особенно в бою против профессионала — ранить ли ненавистного супостата, рискнув быть обагрённым за мастерскую симфонию взмахов, или застраховаться тщательной постановкой блоков.«Бой с равным соперником в Kingdom Come: Deliverence ощущается как подвиг».
«Умоляю! Я больше не буду шутить про консервную банку».
Стрельба из лука в игре сделана спустя рукава. Герой в момент натягивания тетивы напоминает автоматическую турель: направляет сам лук то влево, то вправо, а вы надеетесь попасть в нужную точку. Так как никакого прицела нет, и выстрел производится на глаз, игрок часто стреляет как Пушкин на последней дуэли — мимо мишени.Сверх того, у игры в меру расширяющийся каталог навыков, на который накладываются излюбленные повадки игрока. Частые нейтрализации с тыла учат смертельным нападениям исподтишка, теперь у вас есть нож для чьего-то сердца, а сильные руки и труп без напряжения таскают, и мгновенно перекрывают шейный кровоток. Также с боевой системой. Для опытного бойца откроются комбо-цепочки на основе упомянутых стрелок-указателей. На ристалище — том самом месте, где рыцари самоубийственно направляли друг на друга копьё с тупым наконечником — вас временами курирует сотник на службе у пана Радцига: научит мастерству клинка и щита за милую душу и круглую плату. Ни для кого ни секрет, что рекламная кампания Kingdom Come Deliverence страстно налегала на новаторскую систему брони в паре с оружием. Что ж, разработчики не врали. Слева-направо инвентарь заполняет система многослойного обмундирования протагониста. Средневековье тут предстаёт перед игроками с должной громоздкостью. Железный койф ниже головы — кольчужный капюшон, прикрывающий голову шею и плечи одновременно. Поверх кольчуги с доспехом на тело надевается «сюрко» — длинный плащ-нарамник, вроде тех белых с мальтийским крестом у крестоносцев — простите за тавтологию. Отдельно абстрагированы шпоры, обувь, доспех на ноги, нарукавники и латные перчатки, которые, кстати, с исторической аутентичностью инкрустированы золотой каймой по краям. У нескольких предметов экипировки очень забавное описание: «латные перчатки обеспечат хорошую защиту, но не забудьте их снять перед тем, как ковыряться в носу» — гласит игра. Перечислять все элементы снаряжения дело тщётное. Игроку же будет любопытно узнать, что состояние и себестоимость одежды есть показатели, отвечающие за отношение прохожих к герою. Некоторые конфликты можно уладить словом, однако, нарядившись в одни обмотки, вы ничего никому не докажете. Даже степень повреждённости брони аукнется: люди — все, как один, входят в ваше положение и осознают пережитые героем тяготы в бою — правда, всего лишь восклицая надоевшее «с тобой всё в порядке?!».
«Меч очищается от крови, и заодно ремонтируется на точильном камне — лепота».
Вердикт
Kingdom Come: Deliverence дарит неприятный первый опыт знакомства. Игру стоило ещё хорошенько доработать, прежде чем отправлять, как говорится, «на золото». Без мириад технических проблем вопиющей наружности цены бы игре не было для тех, кто интересуется эпохой издавна. Всем ненавистникам вопреки, это не провал чрезмерных амбиций уровня «No Man’s Sky» и не приукрашенный маркетинг ради подлой наживы. Разработчики шли к своей цели с мечтой об её завершении. Они сделали именно то, что обещали, пусть ассортимент доспехов мог бы быть поразнообразнее, сюжет лучше, а реализм не таким нарочитым. Этой игре не найдётся вразумительного суррогата, и в этом уже её главное достоинство. Вода камень точит: патч за патчем баги, глядишь, исправят. Сподвижки на это от разработчиков есть. Автор рецензии отдаёт поклон осилившим весь монструозный текст до конца, меж тем кивнув в сторону здорового бородача с одобрением.