Обзор Beyond Good and Evil — Чистейший жемчуг прямиком из Франции

В наше время выходят легендарные игры, и мы не проходим мимо них, увлекаясь каждой секундой погружения в их мир. По правде, таких проектов не очень много, тем они и ценны. Есть игры, которые несмотря на свой культовый статус остались без должного внимания и успеха, невзирая на всевозможные похвалы. Сегодня мы рассмотрим один из них, а именно Beyond Good and Evil, работу Мишеля Анселя, французского геймдизайнера, который по праву считается одним из лучших творцов поколения. Проект увидел свет в 2003 году и сейчас, спустя 17 лет, хотелось бы поговорить обо всем, что в нем было.

Главная героиня игры — зеленоглазая Джейд

Совершенно секретно

Сюжет сразу окунает нас в гущу событий, позволяя увидеть часть репортажа об инопланетных захватчиках, имя которым — DomZ. Мы узнаем, что Hillys — место действия игры, подвергается частым атакам, в ходе которых пропадает мирное население планеты. Нас уверяют, что беспокоиться не о чем, так как планета имеет достойного защитника в лице Alpha Sections. Не обходится и без предателя, коим в репортаже выступает организация IRIS, по данным правительства содействующая DomZ и вставляющая палки в колеса миротворцам.

Сразу после, нам демонстрируют главную героиню — зеленоглазую репортершу Джейд, ныне занятую заботой о детях на маяке — местном приюте. Несколько секунд она спокойно медитирует, в то время как камера под мелодичный саундрек рассказывает нам о местных пейзажах. Спокойствие не длится долго. В небе открывается ярко-зеленая воронка и из неё начинают прибывать захватчики, падая на поверхность планеты в разрушительных коконах. Приключение начинается.

Джейд против представителя DomZ, тут возникнет побочная сюжетная линия

В ходе битвы нас знакомят со вторым главным персонажем — Пейджем. Он приемный дядюшка Джейд и по совместительству свинья. Причем свинья в прямом смысле этого слова. Как мы узнаем позже, мир игры густонаселен так называемыми гибридами, помесью человека и животного.

После победы над злостными инопланетянами, встает проблема недостатка денег, из-за чего на маяке не работает щит — энергетическое поле, повсеместно используемое в мире игры для защиты построек и населения. Безработная Джейд недолго ломает голову над проблемой, так как ей на помощь приходит Секундо — персональный искусственных интеллект, имеющий страсть к словам в уменьшительно-ласкательной форме. Он подкидывает работенку, связанную с фотографированием фауны Hillys, естественно за деньги и, порой, немалые. Мы хватаем запылившийся фотик и идем снимать мух, а в это время подоспевает еще одна загадочная работа от таинственного соискателя.

Джейд и Пейдж

В ходе выполнения загадочной миссии, мы все больше узнаем о реальном положении дел на планете и решаем примкнуть к IRIS, чьи действия вопреки пропагандистским утверждениям, нацелены на спасение людей и уничтожение реального врага — Alpha Sections, которые по некоторым данным содействуют похищениям и террору DomZ, высасывая последние соки из населения. Таким образом мы становимся репортером под прикрытием, основной ролью которого является фотография доказательств деятельности Alpha Sections для донесения правды до людей и начала уничтожения истинного врага.

Действие игры происходит в небольшом, но все же открытом мире, каждый уголок которого наполнен разнообразными побочными мини-миссиями и развлечениями.

Борьба за справедливость начинается

Мы начинаем путешествие на маяке, который в свою очередь находится на отдельном островке. Такими островками и полнится планета, больше чем на половину состоящая из водоёмов. Для перемещения между ними мы используем наш единственный, но функциональный хаверкрафт — транспорт на воздушной подушке, способный путешествовать как по воде так и по суше. Для него предусмотрены дополнительные элементы, каждый из которых открывает ранее недоступные части карты. Например: в определенный момент мы сможем купить прыжковое устройство, с помощью которого сумеем преодолевать лазерные ограды. При этом его наличие нужно нам не только для самостоятельного изучения тайников, но и для основного сюжета. Похожая ситуация и с другими покупками внутри игры — почти все из них так или иначе понадобятся при выполнении сюжета, за редкими исключениями, но о них позже.

Борьба с боссом DomZ на хаверкрафте

В арсенале главной героини имеется боевой посох, перчатка для стрельбы дисками, которая появляется по ходу прохождения, а также фотоаппарат, по праву считающийся нашим главным оружием и двигающей силой сюжета. Кроме стандартных фотографий фауны, необходимых в первую очередь для заработка кредитов и жемчужин — валют мира игры, он служит прицелом для перчатки, инструментом для открытия запертых локаций и ведения репортажей.

Например: вы оказались перед запертой на секретный шифр дверью, для ее открытия нужно сделать снимок замка и ждать ответа из штаба IRIS, который вам любезно пришлют через пару секунд.

Дядюшка Пейдж может похвастаться лишь многофункциональным гаечным ключом, реактивными ботинками и обаянием. Первый поможет легко и быстро избавиться от мешающихся на пути решеток, вторые таят в себе массу загадок, но в виде основной задачи имеют суперудар, подбрасывающий врагов в определенном радиусе и изредка помогающий в решении головоломок. Обаяние же — бесценно.

Джейд и Пейдж на одной из первых миссий

Почти всегда вас будет сопровождать спутник. Первую часть игры это Пейдж, далее это несломленный духом, но немного побитый умственно H20, солдат армии Hillys, примкнувший к IRIS. Он несет немаловажные по сравнению с нашим обожаемым дядюшкой функции, но делает это по-своему, иной раз просто ломая предметы своей головой или подкидывая врагов огромным металлическим молотом. Взаимодействие между персонажами — это неотъемлемая часть игрового процесса, так что немалую часть головоломок вам придется решать вместе.

Переходя к основным геймплейным составляющим, стоит начать с головоломок. Они и есть то, чем нам предстоит заниматься большую часть сюжетной компании. Открывать закрытые двери, перенастраивать лазеры, искать кнопки — все это с одной стороны достаточно просто, но разнообразие в этом плане приличное, что не дает потерять интерес к прохождению. Мы повсеместно сталкиваемся со стелсом, исследуя зоны Alpha Sections. Да, с одной стороны часть из них можно пройти и напролом, просто вступив в бой с солдатами, но сама игра будто советует использовать «беззвучный режим». Все же мы играем за хрупкую 20-ти летнюю девушку, а враги частенько облачены в непробиваемую броню и как минимум на две головы выше Джейд — имея такой разброс сил, кажется как минимум реалистичным тихо проходить мимо, попутно выискивая для этого скрытые лазейки.

Но вопреки вышесказанному, в игре есть и экшен. В прямую конфронтацию придется входить не раз и не два. На пути будут встречаться хищные животные, инопланетные монстры и сконструированные Alpha Sections роботы-охранники. Присутствие последних редко обусловлено необходимостью наполнить карту препятствиями, отнюдь, пути их уничтожения будут связаны с открытием некоторых зон.

Например: у вас на пути электрическое ограждение, кнопки для отключения нет нигде, но вам любезно предоставляется враг, закинув которого в луч ограды вы избавитесь от двух проблем разом.

Один из боссов, встречающихся по ходу прохождения

Кроме стандартных врагов встречаются и боссы, наградой за уничтожение которых являются кредиты, а что важнее — жемчужина. Как я говорила ранее, в игре только два вида валюты. Первый служит для обычных покупок: хилок, а также дополнительных жизней для себя и транспорта. Второй — жемчужины, нужны исключительно для покупок в гараже Мамаго, месте, где мы прокачиваем наш хаверкрафт и не только.

Отходя от основного, следует поговорить и о побочных занятиях, которыми просто усыпан мир Hillys. Свяжем рассказ о них с описанием локаций, где они происходят. Первая и самая важная из них, это бар «Акуда». Окружение там тоже непростое: от достаточно приветливого бармена-гибрида, до маргинальных личностей в лице акула подобного посетителя, грозящегося нас сожрать менее чем за десять секунд. Среди них есть игрок в местную интерпретацию настольного хоккея, мини-игру, за победу в которой можно отхватить жемчужину. А ещё в баре есть несколько тайников и одна интересная история, обратив внимание на которую можно сорвать колоссальный куш.

В руках у Джейд там самая жемчужина, валюта мира игры

В самом городе нам предстоит проникнуть в ряд подпольных отделений Alpha Sections и унести оттуда все что увидим. На данном этапе Beyond Good & Evil смешает для нас коктейль из головоломки, стелса и кинематографичных геймплейных ракурсов, превращая проект в сознании игрока в настоящий боевик со взрывами и грамотно подобранным положением камеры.

Около района, в котором располагает бар, можно отыскать несколько тайников, а также трассы. Они представляют из себя гонки за жемчуг с использованием хаверкрафта. А если выехать за город, то можно встретить схожие с ними по сути пещеры грабителей, в которых перед игроком ставится задачу успешно обойти опасные ловушки и лазеры, догнать врага и отобрать у него жемчуг и кредиты.

В ходе путешествия по водным просторам планеты, Джейд сможет найти несколько тайников, а также кучку разных существ для фотографии, часть из которых найти или заметить будет не так уж и просто. Из этого, на первый взгляд скупого разнообразия и состоят побочные задачи игры. Между тем, они настолько грамотно вплетены в основную канву, что удивляешься подходу создателей к проработке деталей и мелочей. Хочется напомнить, что это 2003 год.

H20, Джейд и Пейдж

Переходя к разговору о проекте в целом, давайте начнем с создателя. Мишель Ансель в своих интервью, сопровождающих выход Beyond Good and Evil, упоминал, что игра не смогла добиться того размаха, которого он бы хотел, но исключительно по техническим причинам. В такое заявление веришь, так как то, что мы в итоге получили, было проработано до мельчайших подробностей, а наметки на будущие свершения имели место быть. Например, в ходе прохождения мы должны лететь на другую планету, а это, в свою очередь, космическое путешествие, жаль, что оно единственное из-за тех самых ограничений технического толка.

Кроме этого, Мишель заявлял, что хотел сделать из франшизы трилогию и это была его первоначальная задумка. И действительно, первая часть заканчивается интригующим клиффхэнгером, буквально вопящем о столь же интересном, хотя бы с сюжетной стороны, приключении. Увы, коммерческий провал франшизы, которого Ubisoft добились, одновременно выпустив хит в лице Prince of Persia: The Sands of Time и абсолютно новой, в лице Beyond Good and Evil, ко всему прочему не получившей должной рекламы, убрали проект в долгий ящик.

Сейчас сложно предполагать, что именно мы могли бы получить, если бы Анселю дали доделать проект, ставший культовым среди геймеров, но уже можно начинать строить предположения по поводу приквела — Beyond Good and Evil 2, которая обязана рассказать нам о событиях, происходящих до войны, охватившей мир игры.

Скриншот первой версии игры, так бы выглядили Пейдж и Джейд, если бы не шквал критики

Первая часть прошла через множество злоключений. Так, будучи впервые показанной на Е3 2002 года, она получила огромный шквал критики в свою сторону. Разработчики были подавлены таким откликом, но все же переработали множество деталей, выпустив готовый проект уже через год. Среди таких переработок можно отметить смену дизайна главных протагонистов, так Джейд из подростка превратилась в 20-ти летнюю девушку, обзавелась боевым посохом, пришедшим на смену рукопашной борьбе. Пейдж просто сменил имидж. Локации, насколько можно судить, остались почти прежними, но говоря честно, первая версия игры была представлена только в небольшом геймплейном трейлере и сравнить оба результата невозможно.

Еще одно злоключение было отмечено выше, а именно коммерческий провал. В определенный момент, в Канаде, игру на физическом носителе начали вкладывать в пачку кукурузных чипсов абсолютно бесплатно, чтобы хоть как-то избавиться от амбициозного тиража, пылящегося на складах. Это крайне печальная деталь, дополняющая несправедливую картину событий, через которую прошел проект.

Члены организации IRIS, среди них Джейд и H20

Вердикт

Beyond Good and Evil является крайне недооцененным шедевром на все времена. Возможно, в наше время и при нашем обилии игр, может показаться, что это просто неплохая игра на пару вечеров. Но уровень связи каждой сюжетной и геймплейной детали, каждого побочного развлечения и сюжетного — все это доказывает талант главного геймдизайнера и серьезность игры, которая визуально выглядит мультяшно и для многих даже не серьезно. Сюжет возможно и не вызовет в игроке «вау» эффект, но определенно затянет, саундтрек нагонит страха и заставит испытывать дискомфорт или, напротив, развеет напряжение и вызовет желание просто покататься по планете на хаверкрафте и сделать пару десятков фотографий. Персонажи влюбят в себя не произнося ничего особенного, но ведя себя максимально самобытно, заставляя поверить в свою реальность и мотивы, в проблемы и борьбу с самим собой.

Сегодня я говорила о проекте, который заставил меня полюбить игры с первого взгляда и навсегда.

Автор публикации
Вдохновленный фанат Beyond Good and Evil, который верит — творчество и риск спасут игровую индустрию.

Проголосуйте за эту рецензию!

5 0

Оставьте свой комментарий

Адресс вашей почты не будет отображаться. Обязательные для заполнения поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности. *

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты. Мы пришлём вам письмо для восстановления пароля.

СЕЙЧАС В ЭФИРЕ
НЕ В ЭФИРЕ