Обзор Kenshi — Самурай без хозяина. Майнкрафт без блоков

Кенши — крайне любопытный для изучения проект. В чём-то пошедший по стопам Mount&Blade, создатель Кенши, однако, выбрал свою дорогу, и вместо симулятора средневекового жесткого месилова… сделал песочницу с постапокалиптическим жёстким месиловом в японском антураже, с упором на выживание персонажа в запредельно тяжёлых условиях.

Добро пожаловать в новый мир!

Рассказ о Kenshi мы начнём с того, на чём прочие обзоры обычно заканчиваются. Кенши — довольно специфическая игра, о чём вас предупредит любой хоть сколь-нибудь добросовестный обзорщик. «Продукт не для всех». Но дальше мы смотрим отзывы в Стиме — «Очень положительные», рейтинг Метакритика — около 80%… Вроде всё здорово, правда же?

Авторитетные игровые ресурсы и тысячи обычных игроков наперебой советуют пренебречь минусами Кенши и погрузиться в «новый, чудный мир». Да, графически игра выглядит неказистой даже по меркам начала нулевых годов — и кого-то это отвратит. Но ведь не всех? Ведь хватает до сих пор в мире фанатов первых частей Fallout, Арканума и прочих великих ролевых игр «околодвадцатилетней» давности. Более того, не прошла ещё мода на пиксельную графику, а кому-то и ASCII вполне благодать! К тому же, у низкой полигональности есть и позитивная сторона: нам обещают «бесшовный мир, простирающийся более чем на 870 квадратных километров». Что реально много по меркам вообще любой игры с открытым миром. Что ещё важнее, нам обещают «динамичную, постоянно меняющуюся» вселенную, которая «не перестанет вращаться» — другими словами, среду обитания, не зависящую целиком и полностью от действий игрока. Ну и самое важное — нам обещают Свободу. Никакого нарратива, никакого геройства и квестов на спасение человечества. Kenshi — это суровое испытание на устойчивость и приспособляемость, поскольку игра идёт дальше своего слогана «Ты не избранный. Миру плевать на тебя.» и постоянно подкидывает игроку-новичку нерешаемые на первый взгляд задачи.

KenshiОсновная задача любой игры в Kenshi — не дать толпе агрессивных мобов затоптать тебя в песок.

Подавляющее большинство так называемых «обзоров» — что в Стиме, что на других ресурсах — представляют собой «жизненные» истории «ролевого погружения». Чаще всего нам предлагается весело посмеяться над злоключениями игрока, который в течение первых пяти минут после старта (из которых минимум три занимает генерация персонажа и мира) что-то делает «не так», после чего долго страдает. Либо уже более солидные истории, где игрок что-то «находит», раскручивается, и начинает «выживать, сохраняя достоинство», в лучших традициях жанра литературы о «попаданцах». В электронной библиотеке Мошкова есть по крайней мере один фанфик в стилистике litRPG, посвящённый Kenshi — там то же, что и в «обзорах», но на 400 с лишком страниц текста… Пусть это и не всенародное признание уровня Морровинда или Фоллаута, но у абсолютно бестолкового проекта и такой популярности бы не было.

KenshiС размахом событий у игры полный порядок. Мир велик и разнообразен… но также крайне недружелюбен для любых исследователей.

Короткий промежуточный итог: Кенши лучше всего подойдёт любителям превознемогать сложности в нетривиальных условиях, обладающим достаточно развитым воображением, чтобы «достраивать» себе игровое погружение самостоятельно, на весьма лаконичных вводных данных песочницы а-ля «Mount & Blade». Есть, правда, один нюанс, который может и будет отвращать от Kenshi даже самых терпеливых и непритязательных… Но сначала нужно рассказать об основах игрового процесса.

Вкратце о сюжете, старте игры и основных её механиках

Итак, мир Kenshi. Мир постапокалипсиса, где что-то традиционно пошло не так, людей осталось совсем немного, технологии рухнули в пучины забвения. Хотя и не все и не у всех — например, помимо людей, мир населяют вполне антропоморфные роботы. Да и самостоятельно со временем можно… эволюционировать, скажем так.

Кроме людей и полноценно разумных роботов доступны ещё две расы человекоподобных существ — спонтанно-агрессивные костистые Шеки и стайные насекомые из Роя.

KenshiВсе доступные к выбору (без модов) вариации пола и расы. Разумеется, внешний вид настраивается с широкой вариативностью.

Есть и другие «неведомы зверюшки», но они уже проходят по разделу «Фауна».

KenshiНапример, есть вьючные животные Гарру, внешним видом отсылающие к «Звёздным войнам», и волкособаки (костепсы)- их можно купить и содержать, как членов своего клана.

KenshiМир Kenshi составлен более чем из десятка различных биомов — и каждый населён какой-то живностью, иногда довольно миролюбивой, но куда чаще — весьма плотоядной. Даже роботам-«скелетам» приходится тяжко.

Все расы живут на одной большой территории — огромном, как обещано, 870-квадратно-километровом острове. Передвижение по нему осуществляется только пешком, точнее бегом, без опции «мгновенного перемещения». Открытые пространства здесь очень большие, бегать приходится много, долго и часто. В любой произвольный момент времени игрок может встретиться с торговым караваном, другой группой путешественников, следующих куда-то по своим делам… Но чаще всего на дорогах будут попадаться банды грабителей и/или работорговцев.

KenshiТак что прежде всех прочих навыков, придётся развивать умение далеко и быстро бегать (атлетику), поскольку справиться с кем-то в бою получится ещё ой как не скоро.

Вкратце о навыках: основных физических параметров у каждого персонажа всего 4, сила-ловкость-выносливость («крепость») и зоркость («восприятие»). Плюс 29 умений, разбитых на 7 подгрупп. В теории параметры и умения градуированы от 0 до 100, но мне встречались как персонажи с минусовыми показателями, так и те, у кого они прокачаны больше 100.

KenshiСкажем, один из лидеров фракции борьбы с рабством, «Жестькулак», в рукопашной имеет аж 122% навыка, из которых только +12 идёт от одёжки.

Развивается всё довольно неспешно, по схеме «делай больше, станет лучше получаться». Где-то это выглядит вполне логично: бегаешь с перегрузом, качается сила, тренируешься с оружием — начинаешь лучше им пользоваться. Где-то условия улучшения навыков выставлены довольно спорные: скажем, выносливость улучшается только впитыванием урона в бою, а навык уворачивания прокачивается только если пытаться драться без оружия…

Первые маленькие проблемки начинаются как раз с параметров: у игрока на старте они все на единицах, у большинства окружающих персонажей — значительно больше. Никакого паритета нет и близко, игрок всегда начинает с положения пресмыкающегося, которому приходится бояться собственной тени. Причём это справедливо для любого из предлагаемых в начале игры «загрузов»: они отличаются стартовой экипировкой, но не чувством беспомощности. Впрочем, для особых любителей «Венеры в мехах» есть и дополнительные условия гандикапа.

KenshiСправедливости ради, из любого стартового варианта (кроме сценария, который начинается с драки с людоедами), выход точно есть, и при некотором понимании игры и удаче, вполне позволяет выжить и «раскрутиться».

В Kenshi реализована весьма любопытная система подсчёта урона — для каждой конечности, тела и головы по отдельности. Руки и ноги могут быть отсечены, тогда их придётся заменять протезами — от простых культяпок «лишь бы было» до сложных кибермодулей, влияющих на всю дальнейшую игру.

KenshiЕщё из крайне интересных моментов стоит отметить диалоги — некоторые из них могут привести к самым острым последствиям… Так что стоит десять раз подумать, прежде чем «прокликивать» все варианты подряд.

Стартовая диспропорция — и минус, и плюс игры одновременно. Именно благодаря ей мы имеем столько весёлых историй про всяких бедняг, попавших в переплёт, бездарно погибших и вынужденных перезапускать всю игру и 5, и 10, и 100 раз. Именно это превознемогание и составляет главный вызов, интерес к игре в Kenshi. Причём, как и в реальной жизни, многое зависит от случайности. Поскольку «искуственный интеллект» игры постоянно генерирует «случайные» события около игрока, в начале игры всегда есть шанс как попасть на зуб местной гопоте, так и стать «халифом на час», разграбив трупы каких-нибудь бродяг, которых всё та же гопота растоптала до вас.

Freedom is not free

И вот сейчас мы потихоньку подходим к той проблеме, из-за которой Kenshi, несмотря на «12 лет разработки», до сих пор остаётся сырой, и не особо полезной в масштабах что отдельного игрока, что всей игроиндустрии в целом. Речь именно о главных обещаниях Kenshi — «динамичном, постоянно меняющемся» мире и полной свободе для игрока. Свободе с заглавной буквы. Спору нет: «что-то» в игре действительно постоянно происходит безо всякого участия игрока. Беда в том, что это «что-то» касается исключительно генерации случайных отрядов, шатающихся по карте, причём преимущественно вокруг игрока. Создатель игры откровенно лукавит, когда заявляет, что «этому миру нет дела до тебя».

KenshiПомимо необходимости каждому персонажу постоянно питаться, на что приходится постоянно зарабатывать монеты, главная сложность любой партии в Kenshi — это постоянно генерируемые агрессивные мобы.

Возьмём для примера сценарий с созданием своего лагеря. Да, в игре создан богатый инструментарий разнообразного крафта, исследований и построек, в результате чего вы сможете выстроить свою собственную базу, нанять туда работников и охрану, и в перспективе разростись до большого (по меркам игры) города.

Всё это, безусловно, здорово, если не учитывать тот момент, что автор игры не планировал делать градостроительный симулятор, и что полноценно населить выстроенный город, наладить там жизнь хотя бы в тех же рамках, как в прочих городах Kenshi — не получится. Даже с модами.

KenshiВыстроить что-то функциональное и одновременно красивое, пользуясь местным «градостроительным» функционалом — задачка на грани теоремы Ферма.

Но ладно, не будем забираться так глубоко в дебри. В игре есть формальная задача на построение и обустройство собственного аванпоста — есть даже специальный сценарий, где на старте у нас уже 5 человек, затарившихся стройматериалами. Также игра на загрузочных экранах не стесняется давать вполне здравые советы вроде «если вы хотите избежать рейда на Ваш аванпост, стройте его подальше от прохожих троп».

Но увы, это работает не так. Стоит вам выстроить первый домишко или сарай — как на его пороге тот же час начнут появляться «случайно на вас наткнувшиеся» местные «туристы». Именно через ваш лагерь, пока вы не отстроите стену, теперь будет проходить путь постоянной миграции местных зверюшек (способных затоптать хоть 5, хоть 15 персонажей начального уровня). Не дай Бог построить вместо обычного сундука «прилавок» — по виду ровно такой же сундук. Через пять игровых минут или раньше на пороге нарисуется сборщик налогов, которому будет абсолютно всё равно, были ли у вас продажи, сдавали ли вы уже налоговую декларацию, и т.п. мелочи. Самое весёлое, что с ним Нельзя вступать в дискуссию: если Вы по незнанию начинаете спорить в духе «а что так много?», он автоматически считает вас врагом и пытается атаковать. Впрочем, от кочующих животных можно прятаться в домике, а рэкетиру-фискалу отстёгивать не скупясь. Проблема решена? Нет, конечно! Местоположение аванпоста, очевидно, сразу становится известным всем шайкам бродяг в округе, так что вариант откупиться и отсидеться в домике — не прокатывает. Сразу нужно ставить не только сарай, но и стену, желательно — сразу 2 и более уровня, с арбалетчиками и всей красотой. Иначе разграбления и выпиливания лагеря не избежать. Разве что… вы не сбежите перед рейдом в дружественный город. И тогда — сюрприз! — рейда не состоится! В смысле, необязательно строить стены у лагеря, выставлять охрану имущества, которое вы успели насобирать/накрафтить. Всё это никому не нужно! Единственное, зачем реально приходят к вашему лагерю рейды — это тупой навал. Либо рейдеры сильнее, и убивают всех, кого смогут — либо они так же тупо умирают под стенами. Причём если выстроить огромную неохраняемую стену и поставить ворота с турелями, разумеется, рейдеры будут штурмовать ворота!

KenshiСразу за рейдерами на запах свежей крови всегда будет подтягиваться местная живность, сильно похожая видом и повадками на арахнидов из Звёздного десанта.

И это не какие-то там баги, это несправимый, по всей видимости, дефект вселенной Kenshi. Самозарождающиеся и автономно бродящие по карте отряды — не новость для поклонников основной предтечи Kenshi — Mount & Blade. Там это Уже было. Там Уже были фракции, которые состояли между собой в различных отношениях. Причём при той же кажущейся случайности метаний таких отрядов по карте Кальрадии — там по крайней мере хоть что-то реально менялось Вне действий игрока. Фракции разростались и съёживались, захватывали друг у друга города, пропорционально этим переменам менялись и «случайные» квесты, выдаваемые игроку представителями этих фракций.

Ничего подобного в Kenshi просто нет. Фракции — есть. А вот хоть какого-то движения, кроме случайных стычек случайных отрядов в случайных местах карты — нет и не будет. Фракции не меняют границ, не захватывают чужих городов, не убивают чужих лидеров. Да, в игре реализованы отдельные задания для игрока по изменению статуса кво: мы можем изловить и сдать за награду лидеров ряда маргинальных фракций. Или взяться за Великое Дело воюющих с работорговлей — вырезав торговцам живым товаром охранников в паре лагерей… Вот только все подобные «квесты» ничего глобально не меняют.

KenshiИсследование игровых пустошей часто удивляет. Видно, как много рукотворного труда вложил автор Крис Хант в свой мир.

Kenshi — действительно внушающий уважение инди-проект, в котором есть много интересного, в который вложено много сил… Но который так и не смог решить главную проблему всех игр-песочниц. Мир — есть, а что в нём делать? К чему стремиться? Да, вы можете почувствовать некоторую победу, преодолев стартовый дисбаланс и прокачавшись до уровня местных неписей. Вы можете создать свой отряд, даже несколько отрядов, при желании и большом запасе аппаратной мощности (чем больше у игрока всего, тем сильнее игра будет подтормаживать и лагать, вплоть до вылетов).

KenshiВыстроить городок на отшибе? Можно… Но если держать здесь «жителей», 90% придётся сажать на стену, на турели.

Да, вы можете отстроить свой город, где будет и бар, и жилые домики, и промзона с шахтами и инженерной лабораторией… Подкачав несколько навыков, можно относительно безопасно путешествовать по миру, выходить победителем из большинства схваток, убить или захватить в плен нескольких боссов. Можно грабить города, включая особо секретные закрытые поселения с особо ценным добром. Пресловутые «корованы» тоже всегда где-то рядом.

KenshiНашлось в игре место даже юмору: вроде этого Роя, что пытается вербануть нас за три тысячи монет таскать его скарб… к удивлению героя. «Это же… мои слова!»

Всё вышеперечисленное в игре действительно есть. Но этого… мало. В игре нет ни радости от побед, что было основой той же Mount & Blade. В Kenshi битвы проходят в автоматическом режиме, игрок управляет только движением, но не боем…

В игре нет радости от крафта и торговли — неписям это всё не нужно. В вашу лавку, если вы всё же решите её построить, они будут ходить в лучшем случае за едой. Да и то, чаще всего лавку будут посещать не покупатели, а «набигатели». Как я уже говоил ранее, градостроительным симулятором Kenshi тоже не стала — у вас нет макросов, доступных настраиваемых алгоритмов, чтобы свой город оживить. Да, вы можете выстроить грандиозный на первый взгляд мегаполис — о десятках зданий. Даже сотни построек можно выставить при особом желании — но только они будут пусты и безжизненны.

Болванчики, которые входят в ваш отряд, автономно могут 1) драться 2) лечить друг друга 3) делиться друг с другом едой! 4) некоторое время работать на охране, добыче ресурсов, создании новых предметов или исследованиях в лаборатории. Всё. Остальное нужно постоянно задавать заново, в персональном порядке каждому вашему «юниту».

KenshiДа, ещё обязательно понадобится работник крематория, разбирать завалы трупов после каждого «зерг раша» на ворота вашей крепости. Самый востребованный и занятый персонаж в игре, в общем-то.

В самом распрекрасном сценарии вы можете создать, помимо огромного пустого города, склады, заполненные никому не нужными элитными арефактами, и армию из нескольких десятков отлично вооружённых и тренированных бойцов… которых будет приходить пробовать на зуб всегда первосходящая по численности и статам толпа «случайных набигателей». На лавры «убийцы Bannerlord» (грядущей Mount & Blade 2) этого точно не достаточно. Это и по меркам первой части не очень-то много.

Вердикт

Kenshi, к большому сожалению, не окупает достойной мерой удовольствия временные затраты на гринд, из которого состоит, кажется, даже в большей степени, чем многие ММО-RPG. Это огромная песочница… но играть в ней не хочется. Заявленная «абсолютная свобода делать то, что вы хотите» на деле — не более, чем выбор, чем зарабатывать себе на пропитание: воровством, грабежом или мародёрством, продажей наркотиков… или гриндом полезных ископаемых, созданием из них оружия и его продажей. В качестве приработки «для души» можно разведывать карту, ловить разыскиваемых «бандитов», половина из которых — на деле не совсем и бандиты… Но и всё. Это — вся свобода игры. Всё крутится вокруг заработка и желания прожить ещё денёк. Да, забыл сказать: экономика в игре сломана, и цены неадекватны, а о принципах «рыночного формирования спроса и предложения» игровой ИИ просто не в курсе. Единственным серьёзным испытанием становятся постоянные атаки «случайных» врагов, совершенно случайно нападающих как по таймеру. И как бы вы не качались, их всё равно будет больше и они будут злее и голоднее. «Вы не Избранный» — говорит основной слоган игры. Стоит добавить, что для Kenshi вы, то есть игрок — это мишень.

Таким образом, к обязательным требованиям к игроку в песочницы: усидчивости, огромным запасам терпения, свободного времени и воображения, Kenshi добавляет всего одно — навязчивый мазохизм. Преодоление сложностей ради преодоления. Не то, чтобы это было действительно новое слово в игростроении — достаточно вспомнить китайские картриджи для Денди, с Марио «9999 в 1». Прости, Марио, твоя принцесса опять в другом замке… Давай ещё разок, а?

Привет фанатам Kenshi!

Спору нет: за 12 лет Крис Хант сделал очень много. Он создал мир и населил его, он прописал кучу лора и создал кучу мелких деталей… Беда в том, что оживлять его он оставил игрокам. Искуственный интеллект игры с этим не справляется никак. Так что игре без модов можно поставить лишь 5.5 из 10. Но даже с модами — игра не выходит за 6 баллов из 10, да и то, только для самых упорных фанатов. Kenshi — это паравозик, который не смог. Увы.

Вердикт
К обязательным требованиям к игроку в песочницы: усидчивости, огромным запасам терпения, свободного времени и воображения, Kenshi добавляет всего одно - навязчивый мазохизм.
5.5

Проголосуйте!

0 1

Оставьте свой комментарий

Адресс вашей почты не будет отображаться. Обязательные для заполнения поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности. *

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты. Мы пришлём вам письмо для восстановления пароля.