Двадцать лет я смотрю в календарь, и… Нет, в календаре не зима, а холод, темнота и разинутые в беззвучном крике рты тоннелей. Вновь игрокам предлагают спуститься в самые глубины Тартара, чтобы вольным фениксом или Прометеем, что принёс людям огонь с небес, вознестись на поверхность, раз и навсегда решая — люди мы или обитатели подземелий.
Вселенная «Метро» зародилась ещё в далёком 2005 году, когда в свет вышла книга Дмитрия Глуховского «Метро 2033».
Спустя пять лет мир игровой индустрии и сам спустился в запутанные бетонные лабиринты подземных ходов благодаря выходу одноимённой видеоигры.
Популярность серии росла и, хотя обе игры можно считать законченными произведениями, разработчики не остановились на достигнутом, и именно поэтому мы снова закидываем рюкзак на плечо, надеваем противогаз и отправляемся в путь.
Сюжетный трейлер Metro: Exodus
Не будем надолго останавливаться на вступлении и просто скажем, Metro: Exodus — маленький очеловеченный шедевр, который явно делали с большой любовью.
Солнце ворвётся в наши сумерки ядерным взрывом
В начальной заставке игрокам конкретно говорят — разработчики вдохновлялись заключительной частью известной книжной трилогии, «Метро 2035». Действительно, завязка взята прямиком из книги, а некоторые моменты пролога явно отсылают к имеющим место быть событиям, вроде сцены с ветряками, которую, надо признать, не дожали по уровню эмоционального наполнения и накала.
Артём, влекомый своей мечтой, вновь и вновь поднимается на поверхность. Надежда найти выживших, кроме тех, кто в метро, теплится в его душе и, кажется, ничто не может погасить это пламя. Спустя некоторое время выясняется страшное — Москва действительно не единственный город в списке выживших, есть и другие. Владея информацией, способной разрушить привычную жизнь внутри метрополитена, Артём вместе с Аней, Мельником и парой бравых ребят бегут из родного дома на поиски лучшей жизни. Причём бегут не на своих двоих, а на паровозе.
Тема надежды на светлое будущее пронизывает сюжетную линию с вступительного ролика до самых финальных титров.
Паровоз нарекают именем «Аврора» в честь богини утренней зари, и отныне это главное место отдыха для наших героев, их временный дом на колёсах.
Большой упор разработчики сделали на персонажей — их раскрытие как отдельных личностей происходит благодаря взаимодействию а-ля Wolfenstein II: The New Colossus. Артём, в свободное от выполнения важных миссий время, может спокойно подойти к каждому члену команды и послушать его мысли по поводу происходящего вокруг. Диалогов в игре действительно много. Они помогают истории не застывать во времени, а также просто хорошо раскрывают действующие лица.
Однако и здесь есть явный недостаток, мимо которого сложно пройти — слишком часто это мелькает перед глазами игроков. В игре представлены отношения Артёма и Ани как мужа и жены, однако уже после нескольких кат-сцен на первом уровне складывалось впечатление, будто Аня немного не в себе — она не упускала ни единой возможности сказать главному герою, как сильно его любит и жить без него не может. Нет ничего зазорного в проявлении своих чувств, однако в конкретно этих диалогах чувства были поданы как нечто гипертрофированное и гротескное. Хотя взаимодействие двух влюбленных сердец чаще выглядело мило — здесь они обнимутся, здесь за руки подержатся.
Сплочённость команды чувствуется буквально во всём: упадёшь — тебя тут же поднимут, закончились фильтры — держи парочку. А если сражаться, то только вместе.
Кроме диалогов, получше узнать персонажа поможет дневник Артёма. Для него на поезде есть даже специальный письменный стол, за которым можно посидеть и спокойно наслаждаться чтением или прослушиванием музыки с радио. Через радио также возможно узнать немного об истории вселенной — весьма приятный бонус, создающий атмосферу игры.
На фоне таких разговорчивых НПС очень выделяется Артём. Как и прежде, он молчит, наш безмолвный герой. Часто это выглядит довольно глупо, ведь, например, в хорошей концовке перед финальными титрами его фонтан слов невозможно заткнуть — видимо, прорвало спустя всю игру.
Кстати о концовках. В Metro: Exodus их канонично две — хорошая и плохая, причем разработчики сохранили систему «кармы» для получения оных. Для каждого из вариантов сделаны совершенно отличные друг от друга кат-сцены. Будем честны, оба варианты достойны быть увиденными — они оставляют неизгладимые впечатления, как и сам финал, несмотря на некоторую его банальность. Во многом конец игры вытягивают на себе накопившиеся за всё время прохождения чувства.
Авторы этой истории будто понемногу закладывали бомбу из смеси глубоких переживаний в груди игрока, а потом резко подорвали её в конце последнего уровня.
После завершения Metro: Exodus, хочется выйти из кабины машиниста наружу со своей любимой и сказать: «А пока целуй меня в губы, родная Анечка. Всё у нас будет».
Отдельно хочется сказать пару слов про главного героя. Артём несколько вырос в глазах игрока. Он всё ещё находится под крылом Мельника, однако теперь из маленького волчонка, у которого только-только прорезались первые клыки, он превратился в настоящего волка — свирепого, опасного хищника. Такой духовный рост персонажа по-настоящему красит авторов данной работы — видно, что персонаж не впал в психическую стагнацию, а уверенно идёт дальше.
Сюжетная линия Metro: Exodus способна по-настоящему растрогать игроков. В этой истории нет чего-то необычного или поворотов, которые никто доселе не видел, однако созданная атмосфера во многом пробуждает сильные чувства и дергает за необходимые душевные струны, заставляя игрока сопереживать. Красной нитью проходят темы надежды и веры в лучшее, дружбы, любви и семьи, переоценки ценностей… Эта история встречает игрока распростёртыми объятиями и говорит «Как же долго я тебя ждала» — именно это создает обволакивающую тёплую атмосферу чего-то родного, близкого и светлого.
Они-то шакалы, но и ты — волк
Нельзя сказать, что игровой процесс был подвержен сильным изменениям, по сравнению с предыдущими двумя частями серии, однако определённые новшества есть.
Немного модифицировали систему создания новых предметов и улучшения оружия. На протяжении всей игры будут доступны внушающее количество обвесов на оружие, улучшений для необходимых любому выживальщику предметов (вроде фонарика или противогаза), а также дополнительное снаряжение, например, коктейли Молотова, метательные ножи. Система крафта вообще оказалась краеугольным камнем игрового процесса. Если в предыдущих играх мы могли спокойно закупиться необходимыми вещами у торговцев на станции, то тут нам помогут выжить только наши руки и поиск ресурсов.
Творческий клуб «Очумелые ручки» берёт свое начало здесь.
Говоря о создании предметов, не грех упомянуть сложность в игре. Разница между нормальным уровнем сложности и высоким чувствуется не только в силе получаемого урона, но и в количестве ресурсов на локации. Их катастрофически мало, из-за чего приходится либо забивать прикладом противников, либо избегать стычек и действовать скрытно.
Существенное изменение игрового процесса серии «Метро» стал так называемый «открытый мир». Если при упоминании этого словосочетания вы вспоминаете игры от Ubisoft или Bethesda, то спешим вас огорчить. Открытый мир в «Исходе» — это скорее набор не самых крупных локаций-песочниц, которые игрок волен исходить вдоль и поперёк, изучив каждый пиксель и на время оставив сюжетное задание.
Ни в коем случае нельзя забывать о дополнительных квестах — их мало, но они есть.
Несмотря на некоторые недостатки, 4A Games выпустили атмосферный и захватывающий экшен от первого лица.
И какие же приключения в постапокалиптической России без агрессивно настроенных по отношению к герою выживших! Всё было бы в них прекрасно, если только не очень странный искусственный интеллект. Здесь мы опять вернёмся к разговору о сложности. На низких уровнях (в том числе на нормальном) пройти базу, полную бандитов, незамеченным (даже ни разу не нажав на Ctrl) — довольно лёгкое занятие. Враги могут стоять в метре от главного героя, даже порой светить на него фонариком, и попросту не замечать, приговаривая «Где же этот гад с поезда?!». А во время штурма их навыкам стрельбы позавидовали бы даже самые лучшие имперские штурмовики из «Звёздных войн» — настолько низкий процент попаданий у противников, даже практически в упор.
Всё это нельзя сказать о высоких уровнях сложности. Где-где, а там с этим даже немного перегнули палку. Бандиты с лёгкостью обнаруживают Артёма, главного героя, и с такой же лёгкостью могут убить за пару метких выстрелов — здесь они не редкость.
Вот только есть в этой стрельбе минусы. Она ощущается как-то странно и немного криво по сравнению с предыдущими частями.
Судя по всему, разработчики хотели показать хрупкость человеческой жизни не только через такие моменты. В Metro: Exodus есть явные проблемы с падениями с высоты, как и с выносливостью персонажа. Артём, конечно, не супергерой, однако вряд ли он бы сломал себе ногу при прыжке с высоты одного-полтора метра или, пробежав примерно столько же, выбился из сил. К такому раскладу привыкаешь ближе к концу игры, действуешь осторожнее и рассудительнее, но это всё ещё не перестает раздражать.
Также, немного опечалил один момент — Metro: Exodus не адаптируется под действия игрока. Можно спокойно и неторопливо зачистить целую базу бандитов, но Аня, как наше прикрытие, всё равно будет говорить фразы вроде «Сзади», «Один идет к тебе, осторожнее».
Через дебри вековые, сквозь далекие края…
Не секрет, что многие игроки и преданные фанаты ценят вселенную «Метро» во многом благодаря созданной атмосфере замкнутого пространства под землей с невозможным выходом на поверхность. В уме играющего всю дорогу должна была держаться фраза «Внизу может быть опасно, но на поверхности хуже». В Metro: Exodus разработчики решили отойти от своих старых канонов и показать бескрайние просторы русской земли после случившейся катастрофы.
Впереди нас ждёт долгое и увлекательное путешествие.
Сразу отдадим должное умельцам из 4A Games, дизайн локаций у них — загляденье. Артём вместе со своей командой будет останавливаться в самых различных местах в поисках лучшей жизни, будь то затопленная долина реки Волга, высохшее за много лет побережье Каспийского моря или благоухающие леса тайги, которые, казалось, не затронула случившаяся беда.
Каждая новая часть страны, доступная для исследования, — это, конечно, не открытый мир постапокалиптической России, а скорее небольшая площадка для развлечения игрока и способ отойти от привычных коридоров. Самое важное в этом всём — оживлённость окружающей действительности.
Мир живёт сам по себе, независимо от игрока.
Порадовала проработка фауны. Тут и там можно встретить пробегающих кроликов, ползающих змей (они кусаются, осторожно!), летающих маленьких «демонов», ворон и множество других обитателей.
Уровень графики, кстати, тоже вышел на новый уровень и явно не уступает другим релизам этого года по качеству.
Только сойдя с поезда, сразу же в груди горит желание исследовать всевозможные сооружения локации. Настоящим ознобом по коже пробирает дух постсоветской провинциальной России — особенно на уровне «Тайга», ведь там можно найти почти сохранившийся пионерский лагерь. Впечатляют также и, казалось бы, непримечательные виды полуразрушенных деревень, сёл или городских квартир — во всей этой разрухе есть своя романтика, причём нетронутые вещи и брошенные посреди коридора чемоданы намекают на спешку бывших постояльцев.
Дизайнеры действительно подошли с должным вниманием к деталям этого мира. В этом плане можно даже смело сравнить игру с известным Fallout 4. Брошенные вещи, оставленные надеждой люди, воздвижение монументов новым богам и лидерам на костях старого мира — всё это создает одну большую негласную историю, которую игроки видят и чувствуют. Такого никто не расскажет.
Смена локаций сопровождается своеобразной сменой времён года, что не позволяет заскучать и не даёт возможности пейзажам откровенно опостыть.
Вместе со всем этим, несильно изменилось внутреннее убранство метрополитена, хотя разработчики сумели показать внешние различия оного в Москве и Новосибирске. Что действительно кардинально поменялось, так это облик мутантов — от самых обычных пауков до демонов, даже библиотекари стали выглядеть куда интереснее и внушительно страшней.
Либо хорошо, либо ничего, кроме правды
Жестоким частоколом багов и технических проблем игра может встретить некоторых своих потребителей. К сожалению, автор статьи оказалась в их числе.
Прежде всего, расстроило отсутствие детальных настроек графики и довольно скудная оптимизация — на немного не дотягивающем до рекомендованных системных требований железе игра шла более-менее стабильно хорошо только на средних настройках и с уменьшенным разрешением экрана. Также совсем не порадовала система сохранений — она кажется несколько несуразной, особенно если игрок словит какой-нибудь баг, мешающий дальнейшему прохождению игры.
Вместе с этими техническими проблемами, весьма удручающей выглядела ситуация с невозможностью поиграть на DirectX 11 — после перезапуска игра вылетала и не запускалась, пока в настройках не был выставлен DirectX 12.
Из-за данного бага после вступительного ролика игра выключалась.
Львиная доля претензий к игре основывается на всевозможных внутриигровых ошибках. Среди них конкретно хочется выделить неработающие скрипты, когда персонажи стоят как вкопанные на месте и не двигаются, тем самым предотвращая прохождение сюжетного задания.
Также распространенное явление — телепортирующиеся или бегущие по воздуху враги. Это случалось не так часто, как неработающие скрипты, но это есть, и это раздражает.
Помимо врагов, есть явные проблемы со звуком и липсинком. Периодически персонажи произносили одну и ту же фразу несколько раз подряд, а движения губ не совпадали со сказанным текстом. И это не говоря о том, что довольно-таки часто можно вообще не наблюдать лицевой анимации, однако персонаж будет продолжать вести беседу с главным героем.
Вердикт
Metro: Exodus можно назвать хорошим примером того, как нужно реализовывать свои амбиции. Разработчики продолжают держать планку и немного повышать её — это чувствуется буквально во всём.
Продуманный дизайн уровней, больше свободы действий, ненавязчивый темп повествования — всё это позволяет сохранить интерес к игре, при этом не теряя глубины. История, в некоторые свои моменты, кажется подвешенной в воздухе, однако она быстро возвращает утраченный темп.
Несмотря на явные минусы, которые, вероятнее всего, поправят в обновлениях, Metro: Exodus заслуживает повышенного внимания к себе. Это отличное продолжение и законченная история внутри одноимённой вселенной.
Это очеловеченная игра, которой достаточно протянуть руку до звания «Шедевра».
Вердикт
Несмотря на явные минусы, которые, вероятнее всего, поправят в ближайших обновлениях, Metro: Exodus заслуживает повышенного внимания к себе. Это отличное продолжение и законченная история внутри одноимённой вселенной.
Андрей
Познакомился с творчеством этой авторэссы из срача в комментариях ВК, не о чём не жалею, очень крутой ревиев!