Кооперативный шутер, где команде из 4 бойцов нужно бегать по футуристически-ярким консольно-узким локациям, пинать врагов ногами, забирать из них ману и заряжать ею ключи, открывающие ворота в следующую секцию. Опционально те же миссии можно проходить и одному, или стать «Антагонистом», играя за капитана «плохишей».
Представьте, что вы собрались переправиться с помощью стационарного телепорта в чудесный новый мир, полный вызовов и возможностей, свободы и приключений. Вы подходите к порталу, уже ставите внутрь арки ногу, чувствуете, как вас начинает утягивать туда… и вдруг вы вспоминаете, что забыли выключить дома чайник, и надо бы сходить и выключить. Как считате, что с вами будет? Вы вернётесь домой, вас таки телепортнёт в новый мир, вы разделитесь на две сущности, одна из которых выбрала первую дорогу, а другая — вторую (аки Bioshock Infinite)? А может, вас просто разорвёт к чертям, за нарушение техники безопасности?
Создатели Raiders of the Broken Planet явно бы склонились к последнему варианту в том, что касается телепортаций. По крайней мере, по лору их игровой мир явно не просто так разлетелся на куски. Однако же, если от лора отвлечься и посмотреть на игру чуть шире, то и она, увы, по желанию разработчиков пытаясь усидеть на нескольких стульях одновременно, тоже разваливается на фрагменты… Но обо всём по порядку. Начнём как раз с затравки, «лора».
Сюжетно-ориентированная мультиплеерная игра… кто видит оскюморон?
Есть, понимаете, такая планета, поломанная давным-давно её же жителями, единственный во вселенной источник Алефа, странного ресурса, нужного для нуль-переходов по галактике. Тот же Алеф заметно меняет людей, с ним повзаимодействовших. На первых порах он усиливает и даёт суперсилы, но чем больше Алефа… тем заметнее метаморфозы.
Лидер фракции Wardogs, в крайней форме насыщения Алефом.
Алеф добывается тремя частными компаниями с Солнечной системы, превратившимися в конкурирующие банды (вояки-земляне Hades, поехавшие дикари с Марса Wardogs, элитарные психопаты с колец Сатурна 5th Counsel). Им противодействуют партизаны — Рейдеры, ведомые местным жителем, желающим выгнать всех «понаехавших человеков» обратно на Землю, и чтоб без возврата. Забавно, что этот «местный» говорит на самом чистом английском языке из всей своей банды.
Лидер местного Сопротивления. Выглядит в большей степени человеком, чем прочие фрики в его команде. Просто альбинос, которому слегка покалечило лицо. Видимо, от неправильного обращения с оружием.
Его «правая рука» — Константин, шаблонный «русский», здоровяк с пулемётом, который занимается и разведкой, и планированием операций, и техобеспечением, и ещё чёрте чем, но не может почему-то освоить нормально грамматику английского.
Можно ли было не копировать Heavy из Team Fortress настолько буквально?
Всех персонажей разбирать смысла нет, скажу лишь, что при всей их пафосности и претензии «быть взрослее», чем Borderlands и тем более Overwatch… они остаются гротескными пародиями, надёрганными по лоскутам отовсюду понемногу. А их «взрослость» (selling point, ключевая фишка интереса к игре) на деле заинтересует разве что 12-летних. Да и то только тех, кому всё ещё смешно при слове «Ass».
«Сюжет» подаётся эпизодами-арками по 4 миссии, и «библиотечкой» «Истории Мира». Сборники миссий предполагалось продавать по 10$, но спустя полгода с релиза первые три арки раздали бесплатно. «Библиотечка» открывается за внутриигровую валюту — но далеко не вся.
Читать здесь особо и нечего… Да и из предложенного две трети всё ещё нельзя разблокировать, типа — сюжетные арки на это ещё не выпущены, гадайте, что там мы ещё придумаем…
Проблема в том, что полноценным сюжетом это назвать нельзя. Сеттинг — есть, да. Пусть и надёрганный отовсюду понемногу, с базисом в виде фильма Линча «Дюна» (и кое-чего из книг первоосновы Герберта), с детальками от Borderlands, Mad Max и возможно каких-нибудь аниме/манга сериалов вроде Asura’s Wrath. Художники для Raiders of the Broken Planet постарались, и всё это лоскутное одеяло: с шагающими танками, мясными червями, дышащими огнём, и космическими кораблями в тропосфере — смотрится вполне забавно. Но вот сюжета как такового не завезли, и вряд ли уже завезут. В силу ряда серьёзных просчётов разработчика, захотевшего стать издателем, игроков в онлайне Крайне Мало. Шансов, что их заметно прибавится — тоже нет. Так что я вангую за то, что после выпуска ещё одного, давно уже анонсированного пакета миссий, разработчик начнёт «медленно и печально прощаться».
Я так долго застреваю на сюжете именно потому, что это — ключевое отличие «Рейдеров» от куда более распространённых кооперативов вроде Payday, Left4Dead, Killing Floor и тому подобных. «Рейдеры» — это PvE кооператив с кучей «вознаграждающих» игрока «сюжетных» видеороликов (как было в Far Cry 3, к примеру). Без этих полных пафоса видеовставок, в качестве шутера на четверых, игра быстро убивает интерес игроков второсортным игровым процессом: скучными перестрелками, чуть более забавной, но очень рандомной и излишне навязанной рукопашкой, и однотипными в своей основе заданиями. Но… видеовставки, по круглому счёту, тоже так себе, когда приестся нарочитая безуминка «художественных находок».
Выглядит весьма ярко и живописно, но постановка сцен — крайне посредственная…
Нужен ли здесь сингл-режим? А может, наоборот, только его и играть?
С начала игры доступны два основных режима прохождения миссий: в одиночку или в компании. Это — хорошая идея даже с учётом куцого сюжета. В одиночной игре, хотя бы на минимальной сложности, вы знакомитесь со структурой уровня, задачами на миссию, вырабатываете себе стратегии, определяетесь с предпочтительным персонажем на миссию. Также логично отсмотреть все видеоролики в одиночной игре, чтобы уже не тратить на это время сопартийцев во время игры в кооперативе. Недостатков «сингла», помимо уже помянутых скучных перестрелок, два, и оба связаны с тем, что игра задумана как кооператив. Во-первых, задания на уровне часто рассчитаны на то, что нужно быть в нескольких местах одновременно. Скажем, и защищать ключевую точку, и бежать на другой конец карты дёргать рубильники. Или прорываться к снайперу или танку на дистанции с минимумом укрытий. Просто и весело в команде — тяжело и нелепо в одиночку. Во-вторых, награды за прохождение миссий в «сингле» — считайте, что никакие: немного «койнов» — и всё. И то — один раз, переигрывать уже точно бессмысленно. Те же миссии в коопе дают доступ и к клановым очкам (основной игровой валюте), и к чертежам улучшений для оружия, а главное — опыт и прокачку.
Не Warframe, конечно… но уже и не Team Fortress, где всё только на шапках и держится.
Недостаток же кооператива — это matchmaking, формирование команды вам под стать. Сама по себе идея рейтинга, основанного на результативности прошлых боёв, конечно, вполне рабочая.
Когда она работает.
Но при онлайне в несколько тысяч человек на весь мир команду вы можете ждать очень долго. А если кто-то один не успевает за 30 секунд добежать до компа и подтвердить участие, когда команда всё же сформируется — всё начинается заново. Вы можете посмотреть профили игроков, но никак не сможете общаться по ходу игры. Не сможете с той же командой пойти на следующую миссию. Сплошные «не» — НЕлогичные и НЕдопустимые для кооперативной игры, уже лет 8, если не больше. И это я ещё не жаловался на раков, которые вообще не освоив игру, заходят в крайнюю миссию с Большим Боссом… Какой тут рейтинг, право слово!
То чувство, когда самый полезный игрок в твоей команде — фрик с ником Pedophile Public…
Когда вы выиграете миссию, вы сможете зайти в неё повторно в качестве Антагониста. Та же затянутая процедура ожидания команды, вот только в этот раз вы идёте в бой не с ними, а против них! В качестве бойца команды мобов, вы, теоретически, можете словить немало веселья, обламывая прочих игроков: постреливая по ним из снайперки с другого края карты, или ломая хребты в рукопашке исподтишка, культивируемой в этой игре… В общем говоря, не самая ужасная реализация принципа «1-против-4» из тех, что есть на рынке. Но всё портит всё тот же matchmaking, подбор команды. Лично у меня из десяти «быстрых поисков» игры в качестве рейдера сорвалась из-за неявки одного из игроков только одна. А вот при попытках зайти как Антагонист — сорвались 3 из 5.
Кроме того, в силу того, что игроки всегда видят всех противников на карте, если они не полные идиоты, они вас вычислят и грохнут.
Наконец, об игровых механиках
Карты красочные и разнообразные, авторы очень стараются не повторяться от миссии к миссии, меняя задания, темп, задники. То мы в небесах бегаем с одной баржи на другую, рискуя упасть за борт. То в пещерах роботов отстреливаем. То подрываем стимпанковские танки, подтаскивая им под брюхо взрывчатку. А уж боссов в конце каждой арки делали точно со всей любовью… Но. При всём таланте художников, игра — мультиплатформа, причём с общим онлайном на всех. При всей красоте задников, сами карты — весьма маленькие, а задания на них, при всём внешнем разнообразии, всё равно сводятся к метанию туда-сюда на небольшом пятачке, отстрелу набегающих мобов и продёргиванию рычажков.
Самое оригинальное задание — сопроводить инвалида до зоны высадки, отстреливая набегающих гопников.
Что ещё хуже, стрельба сама — тоже в край консольная. Пулемёт от гранатомёта или дробовика, конечно, отличается… Но очень приблизительно. Со снайперкой — такая схема: зажал ПКМ, подождал две секунды, пока множитель накопится, высунулся-выстрелил, спрятался. По идее, множитель должен бы срабатывать для выцеливания… Но здесь и динамика не та, и дистанции не снайперские, поэтому вот так. Удовольствие от стрельбы и реализм её отображения в шутерах — вопрос, конечно, вполне дискуссионный, но лично мне этот вариант не зашёл. В том же Resident Evil 4 (тоже консольной стрелялке с видом от третьего лица) стрельба была поставлена куда как лучше. Впрочем, есть момент, в котором «Рейдеры» «Резидентов» легко уделывают. Это скорость передвижения героев. Правда, «уделывают» — со знаком «минус». Спринта нет в принципе, разве только спецспособности некоторых персов выручают, вроде джетпака Ханса.
Лично я, опять-таки, с удовольствием бы променял чуть менее быструю стрельбу (за счёт необходимости целиться) на более шустрые перемещения. С другой стороны… а куда бежать? Карты-то маленькие. Куда целиться? Хитбоксы наипримитивнейшие, те же хедшоты только для снайперки и работают. Да и оружие как раз под эти хитбоксы! В целях баланса, у каждого персонажа — своя пушка, и всех — есть слабые места! Либо магазин маленький, либо урон, либо дальность, либо всё вместе. Даже на нормальной сложности, для большинства уже рядовых, не элитных противников, вам будет не хватать одного магазина на одного фрага. Что ещё веселее, носимый боекомплект у большинства персов — крайне малый. Полста-сотня зарядов, при том, что обычный моб «съедает» 3-6 выстрелов — если попадать! И это приводит нас к тому, как здесь пополняется боезапас. Неважно, какой у вас ствол — плазма, дробь или гранатомёт, патроны вы собираете с мобов — но только затоптав их ногами!
Рукопашка вообще одна из ключевых механик в игре, где пушки поначалу такие слабые. Зачастую вместо перестрелки приходится весь раунд бегать и ломать противников руками-ногами. Например, когда вам нужно собрать кучу Алефа (он тоже извлекается при победе врукопашную, но только у элитных бойцов). Теоретически, сама по себе эта рукопашка прикольна. Она построена на принципе «камень-ножницы-бумага» — удар-бросок-уворот. От ударов уворачиваются, броски сбивают ударами, увороты наказывают, прокидывая через себя. Вроде как бодро и зрелищно, с хорошими анимациями, и динамику игре добавляет. Но есть нюанс… При относительно слабом пинге игра резко становится весьма не комфортной, причём довольно непредсказуемо. Самые обычные мобы вдруг начинают демонстрировать чудеса уворотов, и вполне бодро укатывают вас на той же месте, где вы только что утоптали целый десяток «элиток».
И даже в нормальном пинге, вы вполне можете умереть совершенно внезапно, исполняя атаку на одного из мобов (на это нужно три или четыре удара, каждый с анимацией почти в секунду длиной). Для этого достаточно второму мобу подойти сзади и исполнить бросок. Бам! И вы на респауне. Короче говоря, рукопашка, конечно, может быть весёлой. Но чисто на ней играть в шутер с постоянно возобновляющимися противниками, нубами-сопартийцами, и лагами на сервере… ну такое.
Карточки усиления. Можно играть и без них, но зачем отказываться от плюшек?
Последнее, нужно сказать о фракциях, ваших «героях» и балансе. В силу этого самого баланса, и возможно для стимуляции желания прокачиваться, всем щедро накидали «минусов». Бойцы 5го Совета (в том числе эксы вроде Константина) — вроде и патронами не обижены, и здоровьем, и скиллы у них полезные… Но они слишком медленные для карт, где нужно метаться савраской из одного угла в другой. Да и оружие слабовато, особенно против элиток и боссов.
Безумные «Псы Войны» наоборот шустры, лечатся на бегу, но имеют очень слабое и неудобное оружие — и видны всем на карте. То есть подкараулить кого-то из-за угла не получится, только если с высоты напрыгивать, на скорости. И быстро затаптывать и убегать. Вояки «Гадеса» — середнячки, и оружие вроде нормальное, и скорость со здоровьем… но нет хороших «коронок», особенностей, из-за которых хотелось бы за них играть. Теоретически, всё это купируется бустами… но их ещё нужно открыть, а где? Онлайна-то нет, а если есть, то огорчительный по преимуществу.
Вердикт
Игру пытались сделать непохожей на другие командные шутеры. Это и упор на рукопашный бой, и сильная завязка на сюжетную составляющую, с делением бойцов на фракции, где у каждой — свои особенности. И «взрослый контент», с постоянным поминанием разных частей тела, пафосными фразочками в духе Saints Row и тому подобным.
Чувак, эта вечеринка — отстой, я ненавижу этих людей.
Увы и ах, игра не взлетела. Малое количество контента — все миссии всех арок проходятся часа за четыре, после чего вы включаете «поиск игры» и уходите заваривать чаёк/читать книжку/делать уроки. Или тягать гантельки, в моём случае. Так вот, поиск одной игры — это минимум с десяток страниц, пара решённых задачек, или пара кругов упражнений на гантелях. Потом игра срывается, и вы снова уходите за чаем… Введение новой сюжетной арки, или двух, или трёх — уже ничего не изменит. Тем более, что схема дистрибуции не меняется, за 4 миссии просят по 250 рублей. Оно того не стоит. Выкачивать 15 гиг просто чтобы заскучать через час-другой и удалить?