В свое время «Gears of War» напару с «Half-Life 2» совершили революцию в игровой индустрии, указав новые ориентиры для будущего всей игровой индустрии, да так успешно, что на идеях с концепцией да игровой физикой механикой взросла целая плеяда игр и серий. Свои пять копеек в общую концепцию решили вставить и разработчики из «Saber Interactive». Плагиат это очень интересное и очень растяжимое понятие. Брать и использовать уже реализованную кем-то ранее идею и развивать ее по-своему, разумеется, не грех, более того, среди таких вдохновений и заимствований бывали и крайне удачные случаи. Правда, де факто всё зависит от желания того, кто берёт идею, — реализовать её по полной; тогда, возможно, что-то нет нет, да получится. Только вот в 80% случаев теми, кто берёт чужую идею, банально движет жажда наживы на удачном продукте, и, как правило, плагиат проваливается на раз-два усилиями вменяемой аудитории. Таким вот «успехом» известна и русско-американская студия «Saber Interactive»: успех к этой фирме приходит почему-то через раз. Первым выпущенным проектом наших разрабов был классический аркадный олдскулл шутер «Will Rock» — как и подобает, про армии врагов, море экшена и неубиваемого крутого главного героя с арсеналом в кармане, откалывающего постоянно всякие прикольные фразы. Правда, за здешним сеттингом Древней Греции, и ее мифологического бестиария, с которым приходилось бороться всеми средствами, критики и игроки довольно таки быстро углядели очередного клона «Серьезного Сэма»; так сказать, «Сэйбер» посягнули на святое, что в дальнейшем им ой как аукнулось. Но была ли игра от этого плохой? Ну, судя по тогдашним оценкам критиков, то вполне (те, кто был поадекватнее, все же ставили ей средний балл), хотя как по мне, то этого особо и не видно; может, потому что с приключениями Сэма Стоуна я познакомился гораздо раньше, а может в силу теплых воспоминаний о «Will Rock» из своего отрочества. Впрочем, о ней я накатаю рецензию как-нибудь в другой раз. Вообще, на счету студии не так много выпущенных игр, среди которых, по моему мнению, три очень даже годных. За исключением уже упомянутой выше «Will Rock», вышедший следом «TimeShift», преподнес игрокам интересный игровой процесс с управлением временем при помощи нано-костюма, и, как нетрудно догадаться по названию статьи, «Inversion», о которой пойдет речь. Если говорить откровенно, давным-давно — года три назад, если не больше — я уже писал статью по поводу этой игры, но тогда мой писательский скилл был хуже, уровень пресыщенности играми меньше, а градус цинизма намного ниже, отчего я даже рад, что та статья потерялась в самых потаённых глубинах интернета, дабы лишний раз не мозолить глаза, напоминая о тупости и неопытности. Ладно, хватит уже демагогию о былых временах разводить. Итак, «Inversion»… Кратко о сюжете: жил-был в городе под названием Вангард простой парень Дэвис Рассел. Работал он со своим другом Лео Дельгадо в городской полиции, ловил всяких уродов и нариков, проводил вечера дома с любимой женой и дочуркой, да горя не знал. Но в один прекрасный – поскольку у дочки в тот день был день рождения – день, возвращался Рассел домой в кампании с напарником, как вдруг на улицах города начался форменный, так сказать, Ад-и-Израиль: непонятного вида чуваки, в непонятного вида броне с непонятного вида стволами, да гуторящие на непонятного рода суржике, начали массово мочить всех прохожих на улицах (Хм… Где-то мы это уже видели, не правда ли?). Дэвис и Лео, как форменные стражи порядка, разумеется, решили всему этому дело помешать, правда, во время пострелушек с уродцами начинают происходить не менее странные вещи: то пакет молока в воздухе зависнет, то уродцы по стенам бегают, то целая улица просто-напросто взлетает в небо. Находясь в афиге от происходящего, Дэвис и Лео таки добираются до квартиры первого, где герой намеревается вывести жену и дочь, но вот неудача: жену уже убили, дочь пропала, а самих героев злодеи под непонятное бла-бла-бла из несвязных слов, берут за шкирку вместе с остальными людьми, но перед тем, как вырубиться, Дэвис видит свою дочь в окне дома. Героев транспортируют в местный концлагерь, где пришельцы – лютадоры — заставляют заниматься адским трудом, копать шахты (Майнкрафт какой-то, честное слово), а заодно «знакомят» героев с местными аналогами «Грави-пушки» из «Half Life 2» — Гравлинками. Проведя в местном ГУЛАГе несколько недель, герои умудряются свалить из него, ну а Дэвис ставит себе цель – найти пропавшую дочь. За сим герои в паре отправляются в опасное путешествие по развалинам родного города. Сюжет в игре можно условно разделить на две линии: о борьбе с инопланетными захватчиками, удивительных открытиях да прочих историях, одна офигительней другой, и личной истории Рассела в его отчаянной попытке найти единственного родного человека. В целом, неплохо, но на деле и то, и другое несколько провисает, словно пролежни у больного ожирением. Личные переживания главного героя цепляют только поначалу, как и прочая байда, что происходит на экране, но после трех-четырех часов за игрой все это успевает надоесть, и одна из причин тому – чрезмерная затянутость. Вот проходишь ты очередной момент, вот валишь очередного босса и думаешь, что все, вот уже конец, слава тебе, хоспаде! И тут ВНЕЗАПНО на тебя сваливают очередной эпизод с очередным коридором, толпой врагов и очередным боссом, и единственная возникающая мысль в голове это — «да сколько тут еще, а?». К тому же, в игре практически никакой атмосферы и нет: вроде почти что постапокалипсис, люди на грани уничтожения пришельцами, устроившими форменный геноцид всему живому, только в это как-то не особо-то и верится, хотя развалины, руины, кладбища и прочее тому и способствуют. Совершенно не раскрыты причины нападения лютадоров на землю – они напали, потому что напали и всё тут; «Deal with it», как говорится. Персонажей не так много, да и хрен бы с ними, потому что по большому счету тут симпатию вызывает только Лео в силу его проработанности и интересных фразочек; остальные, включая даже главного героя, уж слишком плоские и лубочные, чтобы хоть каплю интереса к ним проявить. А ведь какая могла бы получиться хорошая задумка с таким неплохим сюжетом, да только вот писать его должны были люди, чьи головы не забиты банальными клише и не зафиксированы плотно и надежно в районе таза. Плюсом игры, пожалуй, является графическая составляющая: рожи персонажей и их модельки, кроме главных героев, конечно, не вызывают восторгов, зато в плане окружения все смотрится очень и очень живописно. Пейзажи постапокалиптического города, руины, развалины, пустоши и заброшенные земли (ну прям Фоллаут, даже цветовая гамма почти та же самая) и практически адские просторы с разрушенными пространствами с лавовыми реками, заваленными хламом и прочим мусором, ярко контрастируют с очень чистыми, высокотехнологичными космическими станциями. Загляденье просто. Местные красоты можно долго разглядывать, и получать от этого удовольствие. Плюсом порой происходят всякого рода эпичные события, в центре которого оказываются герои, вроде локального землетрясения или обрушения огромного небоскреба. Конечно, падающей махиной современного игрока не удивить ни разу, но смотрится всё равно красиво. А также плюсом является прикольная расчленёнка: попадание в голову разрывает её как гнилой арбуз, отрываются руки и ноги, причем даже после смерти; если метнуть во врага гранату, жахнуть ударной волной с ближнем бою, пальнуть из гранатомёта или пулемёта, то враг немедленно и красиво превращается в начинку для инопланетных чебуреков, причем опять же, зависит всё от места попадания. Порадовала также и грамотная физика, ибо куда ж без нее в игре про манипуляции с гравитацией и беготню по стенам? Предметы и противники, да и сам герой тоже, под воздействием нулевой гравитации взмывают в воздух по всем канонам. Машины, бочки, камни, летучие дроны, даже живые противники – всё это можно поднимать в воздух, притягивать и метать, куда только заблагорассудится. В невесомости все происходит плавно и неспешно, а персонажи летают аки космонавты в просторах бескрайней вселенной. Старичок «Havok» в своей новой ипостаси, переделанный специально для игры, до сих своё дело исполняет на «ура», отчего местные игровые надругательства над законами природы и физики с аэродинамикой (об этом ниже) очень и очень доставляют. Действительно интересных моментов в игре попросту раз-два и обчёлся, как например, пробежки по вертикальной стенке здания, пока враги параллельно игроку бегают по потолку, или же стелс-побег из концлагеря, или обстрел из крупнокалиберного пулемета здания, которое эффектно разваливается на глазах; в остальном же стандартные побегушки-пострелушки с укрытиями, и это удручает. Ну и эпиграф про плагиат, конечно же, был выбран совершенно не случайно: видите ли, как уже было замечено, любят наши брать хорошие идеи и копипастить их; в этот раз «жертвой» стала небезызвестная, да и в каком-то смысле уже легендарная, «Gears of War». «Инверсия» безбожно копирует все: от механики стрельбы и системы прицеливания, до укрытий, перекатов и спринта. Да блин, даже основной сюжетный замес о противостоянии людей на грани истребления и злобных пришельцев, будто один в один слизан с творения «Эпик Геймс», и случайностью это не обозвать, уж очень много схожих деталей в мелочах и целом. И это я еще молчу про то, что тут, также как и там, все персонажи тоже представляют из себя перекачанных суровых мужиков с такими же каменными рожами, и сходную стилистику окружения. Нельзя сказать, пошло ли это игре в минус, потому как сюжет пусть и средний, но неплохой, а геймплей, в общем и целом, особых нареканий не вызывает – ну, когда к управлению уже привыкнешь – правда, за исключением одной детали: понятное дело, что разрабы сначала пилили игру с упором на консоли, о чём свидетельствует в игре почти всё, начиная от иконок укрытий и заканчивая меню выбора оружия. Но скажите мне, пожалуйста, какому уроду пришло в голову при портировании на ПеКа установить клавишу прицеливания на Е? К этому тоже привыкаешь, конечно, но это ни разу не удобно, причем даже перебиндить все это мракобесие нельзя. Игра, по сути, шутан от третьего лица в перспективе беготни по длинным коридорным локациям, под завязку набитыми врагами, патронами для оружия, зарядами для Гравлинков, и прочим прочим. Стандартный набор для любого шутана, правда, есть и несколько собственных фишек. Основное разнообразие в игровой процесс приносят Гравлинки, которые герои во время побега из плена прихватывают с собой. Штуки эти умеют использовать два вида гравитации: низкую (голубой цвет) и высокую (красный цвет), которые отличаются друг от друга как основными, так и второстепенным параметром действия. Так, например, низкая гравитация, самый часто используемый вариант, создает в зоне попадания антигравитационное поле, которое поднимает все вокруг (что позволяет скрипт): машины, бочки, камни и даже людей. Второстепенным вариантом воздействия является манипуляция объектами – поднять вверх машину, а потом метнуть ее в противников, (либо поднять вверх пузырь бензина из бочки и сделать тоже самое, а потом наблюдать за тем, как готовится барбекю из пришельцев) бывает порой не только полезно, но и забавно. Ну, или же создать локальную ударную волну, раскидывающую противников в близком радиусе, правда, полезность сего действия весьма посредственная. Высокая гравитация позволяет наоборот, прибить врага к земле, однако использоваться будет куда реже, чем ее низкая вариация. Плюсом альтернативного режима является возможность создать вокруг себя энергетический щит, который защищает от пуль, осколков и всякой прочей гадости, что в избытке встречается на каждом уровне. Режимы ведения «огня» у Гравлинков пополняются по мере прохождения и победы над некоторыми боссами, так что заранее открыть все фишки нельзя, что опять же, удручает. Пополнять заряды для полуимбового девайса можно при помощи батареек, что в избытке валяются вокруг, либо в определенных местах, а также, найдя на уровне большие батареи (уровни, хоть и коридорные, но порой интересные места найти можно не без труда), можно поднять максимальный уровень зарядов, что в дальнейшем прохождении ой как пригождается. Второй интересный момент – так называемые зоны нулевой и переменной гравитации, то бишь, места, где свободно парят куски асфальта, камней, зданий, машин и прочее. Как правило, это скриптовые места и, попадут ли туда герои или нет, зависит от сюжетного скрипта, однако, парить в полной невесомости, перестреливаясь с группами таких же парящих и делающих сальто врагов, необычно и, в какой-то степени, даже приятно. Точно также динамично переходит бой из одной плоскости в другую: вот вы на улице перестреливаетесь с мобами, внезапно срабатывает скрипт – и вот вы уже на стене соседнего здания, в вертикальном положении делаете тоже самое, в то время как противники всё также внизу, на улице. И такие переходы из одной плоскости в другую, учитывая, что это одна из фишек игры, заявленных еще в самом начале её разработки, происходят довольно часто, так что придётся привыкать. Но какой же шутер обойдётся лишь одними спецэффектами без стрельбы, оружия и врагов? И тут, конечно, опять же всё не так однозначно. Помните, что я говорил про плагиат «Gears of War»? Ну так вот, стоит отметить тот факт, что ярые поклонники приключений Маркуса Феникса и его компашки бесславных ублюдков, по понятным причинам быстрее всех адаптируются с местной стрельбой и системой укрытий. Практически всё, включая отдачу от выстрела из дробовика, почти один в один идентично, с той разницей, что в GoW, благодаря правильно выверенному балансу, играть было удобнее. Стандартный арсенал из автоматов, винтовок, дробашей, пулемётов и гранатометов вполне себе достоин, но и особых похвал не вызывает. Благо разрабы не стали копипастить ещё больше и не добавили местный аналог «Лансера» Маркуса Феникса – той самой винтовки с бензопилой заместо штыка. Разнообразием местный цирк уродов не отличается: тощие лютадоры, перекачанные лютадоры, лютадорские офицеры с обожжёнными рожами и вооруженные Гравлинками (не только игрокам доступны извращения с гравитацией), лютадорские женщины, ну и рабы – поехавшие люди, ставшие пушечным мясом. Некоторые надевают шлемы и каски, некоторые также носят щиты – все облачены в доспехи из соплей и палок (а точнее из металлолома). Убивать весь этот сброд придётся в таких огромных количествах на протяжении всей игры, что под конец невольно задаёшься вопросом, а кто кому геноцид-то устроил ещё. Слегка сглаживают ситуацию классические бои с боссами, коих тут не так много, однако, к каждому нужен свой индивидуальный подход: Палач — офицер в боевом экзоскелете, который кидает в вас машинами; жирный Погонщик, травящий на игроков толпы осатанелых рабов с палками; Бегемот – огромный толстяк с пулеметом, который неуязвим для атак спереди; Бык — барбитуратный фрик в боевом костюме и с лавовым огнемётом, невосприимчивый для огнестрела, но которого можно запросто сжечь, и так далее. Казалось бы, вот и большой плюс, но разрабы и тут нашли способ облажаться: учитывая, что игра безбожно растянута, а место чем-то надо было заполнять, схватки с одними и теми же боссами случаются по два, а то и больше, раза. Тот же Погонщик – самый мерзкий и уродливый из всех мобов, будет встречаться, если память не подводит, четыре раза. ЧЕТЫРЕ, КАРЛ! И ладно бы каждая встреча отличалась, но нет, всё проходит по одному и тому же сценарию. А ведь так хорошо всё начиналось… Отдельного упоминания заслуживает речитатив пришлых аборигенов: непонятно, на каком суахили они базарят, но слушать их идиотские потуги на наш родной, человечий, с обрывочными фразами, порой даже очень забавно. Увы, словами этот трэш не передать, это надо просто слышать; в кои-то веки русская локализация оказалась весьма и весьма добротной.
Что в итоге?
«Saber Interactive» опять сели пятой точкой в лужу, пусть и частично. Вместо того, чтобы придумать свою самобытную идею, они решили пойти по пути меньшего сопротивления, и даже не задумались над тем, как бы всё это довести до ума. В итоге получилось растянутое, невнятное, непроработанное нечто, что затягивает только геймплеем. Прописанной истории тут нет, и более того, вопросов под конец игры остается раз в десять больше: что это за лютадоры, зачем напали на Землю, как докатились до состояния практически варварства, откуда у этих недоразвитых папуасов с раскрашенными рожами, которые и толком говорить-то не умеют, такие технологии по управлению гравитацией, что такое «Инверсия», куда лютадоры утащили всех женщин и детей, и как всё это связано – ответов на эти вопросы не ждите, игра вам их не представит. И это, честно говоря, печально: хотели создать историю о драме героя и его друга на фоне глобального кабздеца, да только вышла натуральная хрень. Минусом является, как уже было замечено ранее, растянутая пустая фабула, которая несёт в себе лишь один посыл – занять игрока еще на 20-30 минут игрового уровня. Персонажи картонные и непроработанные, за исключением, разве что, Лео – единственного, кто вызывает тут хоть какое-то подобие симпатии. Геймплей до жути скучный, несмотря на то, что списан с «Gears of War» под копирку чуть более, чем полностью. Фокусы с Гравлинками, да и вообще с манипуляцией гравитацией, довольно быстро наскучивают в силу своей однообразности. В итоге игра цепляет только на первых этапах, а потом уж как пойдет – затянет игровой процесс, бросишь играть или, как я, доиграете лишь бы понять, чем всё кончится. И ведь вот какая штука: сократи сюжет на четверть, пропиши чуть более правильно линию повествования и персонажей, добавь пару-тройку более оригинальных боссов и игровых ситуаций, и игра на полном серьезе могла бы конкурировать с теми же приключениями Феникса. Но, как говорится, не фортануло, не свезло, увы. Закономерно возникает вопрос: можно ли при всем сказанном сделать вывод, что «Inversion» это мерзость, недостойная времени убитого на неё? Как это ни странно, но нет. Играется она довольно бодро, на первых порах даже следишь за игровым сюжетом и запоминаешь имена героев, наслаждаешься всеми этими прикольными фишками с гравитацией, ну и коры и фразочки Лео также доставляют. Плюсом присутствует кооперативный режим, где второй игрок берёт на себя роль Лео, отчего герой мигом перестает быть таким имбовым, да и вообще согласитесь, что играть с другом куда веселее, чем с ИИ. В целом, довольно неплохой крепкий середнячок, которым можно занять себя на пару дней, правда с поправкой, что не стоит ждать чего-то эпичного от игры. Тогда она, возможно, вам даже понравится, как, в общем-то, и мне. За сим откланиваюсь, а выводы, как всегда, остаются за вами. Игре же скажу «похвально», к ознакомлению на один-два раза рекомендую.